«Там, где появляется конкуренция, обычно появляется качество»

24.04.2017.1
Фото: www.op63.ru

24 апреля 2017 г. состоялось очередное заседание комиссии Общественной палаты Самарской области по здравоохранению, социальному развитию, демографии, здоровому образу жизни и спорту. На повестке дня значился вопрос о формировании и перспективах развития негосударственного сектора в сфере оказания социальных услуг населению.
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2017 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», позволивший оказывать социальные услуги населению негосударственным поставщикам социальных услуг с последующим возмещением понесенных ими расходов из бюджета.
С принятием этого закона существенно изменилась система социального обслуживания населения. Во-первых, из законодательства исчез термин «клиент социальной службы», вместо него было введено понятие «получатель социальных услуг». Кроме того, новый закон изменил подход к содержанию перечня предоставляемых социальных услуг и установил порядок расчета платы за их получение. На министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области возложены полномочия по формированию и ведению реестра поставщиков социальных услуг. Реестр формируется ежегодно на очередной финансовый год.
По информации, озвученной руководителем управления правового и кадрового обеспечения министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области Алексеем Жарковым, если в 2015 году в реестр входили только государственные учреждения, то в 2016 году общее количество учреждений социального обслуживания всех форм собственности, оказывающих услуги на территории региона и вошедших в реестр, составило 121 организацию, из них некоммерческих организаций – 3. По состоянию на 31.01.2017 г. в реестре поставщиков социальных услуг Самарской области находилось 119 организаций, в том числе 11 негосударственных (из них 4 организации оказывают социальные услуги в сфере семьи и детства, 3 НКО оказывают социальные услуги инвалидам, 3 – социально-правовые услуги, 1 – социальные услуги людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, и 1 – социально-медицинские услуги).
«Финансирование негосударственных поставщиков социальных услуг осуществляется в рамках государственной программы Самарской области «Развитие социальной защиты населения в Самарской области» на 2014-2018 годы», утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 23.07.2014 г. № 418, и государственной программы Самарской области «Доступная среда в Самарской области» на 2014-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 г. № 671. Данным государственными программами предусмотрено предоставление на конкурсной основе субсидий социально ориентированным НКО за счет средств областного бюджета на реализацию отдельных мероприятий программ. В 2016 году фактически предоставленная сумма субсидий СО НКО составила 8 077 155,54 рублей. В 2017 году организация социально-значимых мероприятий также планируется с привлечением СО НКО в пределах общего объема ассигнований в сумме 7 958 500,0 рублей, – сообщил Алексей Жарков. – Мы прекрасно понимаем, что этих объемов недостаточно для выполнения тех задач, которые поставлены руководством страны. И это не в полной мере механизм финансирования именно тех социальных услуг, которые предусмотрены 442-ФЗ».
«К началу 2015 года вся нормативная база в Самарской области уже была готова. Мы вошли в реестр на 2016 год, затем на 2017 год и уже подали заявку на 2018. В 2016 году наша организация была выбрана в качестве поставщика двух видов услуг: организация службы профессиональных помощников для инвалидов по зрению (этой формой обслуживания было охвачено 84 инвалида) и организация проведения тематических сборов для лиц с ограниченными возможностями здоровья с целью их социальной адаптации и интеграции в общество. Участниками данного мероприятия, прошедшего в течение двух недель на одной из баз отдыха Самарской области, стали 47 инвалидов по зрению (37 реабилитантов и 10 инструкторов): проводились занятия по обучению использованию современных средств ориентирования, начальным навыкам компьютерной грамотности, социокультурные и физкультурно-оздоровительные мероприятия», – рассказал об опыте работы НКО в рамках новой системы член Общественной палаты Самарской области, председатель Самарской областной организации Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» Анатолий Казанцев.
Однако, по мнению ректора Автономной некоммерческой профессиональной образовательной организации «Межрегиональный учебно-консультационный центр «ГЕФЕСТ-2» Ольги Пудовкиной, опыт Самарской областной организации ВОС (как и ряда других организаций) имеет мало отношения к реализации Федерального закона об основах социального обслуживания граждан. «Этот закон был принят для того, чтобы расширить эту сферу, создать конкуренцию на этом рынке, дать возможность НКО, которые качественно оказывают людям необходимые услуги, получить поддержку государства в виде определенных финансовых механизмов. Но, к сожалению, в настоящее время в Самарской области этот механизм никаким образом не используется, по сути, не существует: тарифов нет, потребности и желания входить в реестр поставщиков социальных услуг у большинства НКО нет», – считает Ольга Пудовкина, обратившая также внимание на то, что большие вопросы у НКО вызывает необходимость подавать заявки на включение в реестр следующего года до апреля года текущего.


«Это сделано для того, чтобы синхронизировать формирование реестра с формированием бюджета на следующий год, – пояснил Алексей Жарков. – В других регионах реестр постоянный, а финансирование формируется раз в год. Это две стороны одного процесса». Несмотря на то, что такое объяснение кажется вполне логичным, участники заседания все же приняли решение рекомендовать профильному министерству проработать вопрос об изменении порядка формирования реестра поставщиков социальных услуг с учетом опыта других регионов.
На данный момент Минфином России подготовлен проект Федерального закона «О государственном (муниципальном) заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий поэтапное увеличение объема оказанных государственных услуг в социальной сфере у исполнителей государственных услуг до 60% в 2020 году.
«Понятно, что в условиях достаточно жестких бюджетных ограничений мы не можем одновременно содержать и большую государственную сеть, и резервировать средства под работу негосударственных поставщиков. В начале этого года по примеру башкирских коллег и Пермского края мы начали работу по переводу государственных учреждений в негосударственный сектор: по созданию 10 автономных некоммерческих организаций на базе существующей сети государственных учреждений центров социального обслуживания. При этом полномочия ЦСО по надомному социальному обслуживанию, а также отдельные полномочия в сфере полустационарного обслуживания переходят в АНО. Оставшиеся полномочия ЦСО, не переданные в АНО, впоследствии будут переданы в комплексные центры социального обслуживания населения, созданные путем присоединения центров социального обслуживания к центрам социальной помощи семье и детям. Постановление Правительства Самарской области о данной реорганизации было принято 20 апреля 2017 года. Сегодня мы стараемся, чтобы население этих изменений не почувствовало, чтобы качество услуг не снизилось, а цена на них не повысилась. В созданных АНО сохранятся сложившиеся опыт и традиции социального обслуживания, кадровый состав, будет обеспечена преемственность взаимоотношений между социальными работниками и получателями социальных услуг», – подчеркнул Алексей Жарков.
«Преобразование государственных учреждений в некоммерческие вносит некоторую тревогу, – заметил эксперт профильной комиссии Общественной палаты Самарской области Александр Муравец. – Хотелось бы, чтобы оставался приоритет НКО, которые именно таковыми и являются. Иначе может сложиться ситуация, при которой у бывших госучреждений субсидия будет гарантированная».
Основная причина того, почему закон об основах социального обслуживания граждан так тяжело приживается в регионе, заключается в существовании в Самарской области «очень развитого государственного сектора», – уверен Алексей Жарков: «Центры социального обслуживания оказывают достаточно широкий спектр соцуслуг, очередности на надомное социальное обслуживание в области нет, при этом есть определенные меры поддержки некоммерческих организаций, существовавшие и до принятия закона. В этих условиях объективной предпосылки для перераспределения в регионе не было. Еще одна проблема заключается в том, что Федеральный закон № 442-ФЗ не устанавливает никакой системы входных фильтров на рынок соцуслуг (в отличие от соответствующих законов в сфере образования и здравоохранения). Даже вхождение в реестр является добровольным. По большому счету любая организация может начать оказывать социальные услуги, не заявляясь в реестр, не претендуя на финансирование. Но это услуги, оказываемые незащищенной части населения, и такое положение дел очень опасно».
«Допустить в очень интимную сферу жизни человека неизвестно кого и при этом рассчитывать, что все будет хорошо, – наверное неправильно. Это серьезная проблема», – согласился председатель комиссии Общественной палаты Самарской области по здравоохранению, социальному развитию, демографии, здоровому образу жизни и спорту Андрей Золотарев.
С другой стороны, по мнению общественников, сам факт того, как мало НКО изъявили желание и вошли в областной реестр поставщиков социальных услуг, свидетельствует о системной проблеме, связанной с реализацией Федерального закона № 442-ФЗ. «Конечно, контроль должен быть. Но он выглядит как-то узко. Потому что добросовестных НКО все-таки больше, – отметил Александр Муравец. – Кроме того, есть НКО, на протяжении многих лет оказывающие услуги, которые изначально никогда не оказывались государственными организациями: работа с потребителями наркотиков, с ВИЧ-инфицированными, бомжами. Сегодня этих сфер деятельности вообще нет в списке социальных услуг, несмотря на их огромную актуальность».
Конечно, дополнительные услуги потребуют дополнительных бюджетных средств (что представляется практически невозможным в условиях бюджетных ограничений) либо сокращения финансирования других видов услуг, что тоже, пожалуй, неверно. Тем не менее, – считают общественники, – нужно все-таки обратить больше внимания на услуги, которые не оказывает государственный сектор: государство и НКО должны помочь друг другу и вместе помочь населению.
«Необходимо развивать механизмы оценки эффективности оказания социальных услуг. Радикально увеличить размер финансовой корзины мы не сможем, но хотя бы повысить эффективность и за те же деньги сделать больше, – надо пытаться. Там, где появляется конкуренция, обычно появляется качество. В данном случае стоит обратить внимание на большой опыт системы здравоохранения. Все прозвучавшие сегодня предложения найдут отражение в итоговом документе заседания, и, полагаю, мы вернемся к рассмотрению этого вопроса к концу года, чтобы посмотреть на динамику», – подвел итоги состоявшегося обсуждения Андрей Золотарев.

 
По теме
Прокуратурой Железнодорожного района г. Самары поддержано государственное обвинение по уголовному делу в отношении лица, обвиняемого в незаконном использовании документов для образования (создания) юридического лица (ч.
Прокуратурой города Отрадного утверждено обвинительное заключение по уголовному делу в отношении ранее не судимого жителя г. Кинеля, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст.
29 марта в 00 часов 42 минуты на пункт связи пожарно-спасательной части поступило сообщение о том, что на 346 километре автодороги Р-241 Казань – Буинск – Ульяновск подъезд к г. Самара, произошло дорожно-транспортное происшествие.
Разлив топлива произошел после столкновения «Ивеко» и «ДАФ» в Елховском районе 29 марта Анастасия ФИЛАТОВА Авария обошлась без пострадавших Фото: ГУ МВД России по Самарской области В ночь на пятницу,
Справились с задачей - Газета Степь 22 марта 2024 года в Пестравском районном Доме культуры работники пожарно-спасательной части № 125 ГКУ СО «Центр по делам гражданской обороны,
Газета Степь
Пожарные Тольятти бьют тревогу! - Городские Ведомости Неосторожное обращение с огнем, неисправность электрической проводки и человеческая халатность – основные причины пожаров, которые произошли в Тольятти с начала года.
Городские Ведомости
Красноармейская ЦРБ получила новые автомобили - Газета Знамя труда Двадцатого марта в Самаре новые автомобили получили медицинские учреждения: Тольятти, Жигулёвска, Богатовского, Большеглушицкого, Борского, Исаклинского, Красноармейского, Кинельского, Красноярского, Кинель-Черкасского, Клявлинского,
Газета Знамя труда
Системная работа продолжается - Самарская Губернская Дума 28 марта в Самарской Губернской Думе прошло заседание «круглого стола» комитета по здравоохранению,
Самарская Губернская Дума
ТЕСТ НА ВИЧ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ. ЧТО ДАЛЬШЕ? - Самарский СПИД-центр Несколько десятков лет назад между вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) и смертью стоял знак равенства, а люди с положительным ВИЧ-статусом занимали не самое приятное положение в обществе.
Самарский СПИД-центр
ПРАЗДНИК ТЕАТРА - Газета Чапаевский рабочий В преддверии Всемирного дня театра, который ежегодно отмечается 27 марта, в средней общеобразовательной школе № 13 состоялся фестиваль, проведение которого стало уже доброй традицией.
Газета Чапаевский рабочий
ТВОРЧЕСТВО БЕЗ ГРАНИЦ - Газета Чапаевский рабочий Проект «Домашний микрореабилитационный центр «Территория добра» стартовал в Чапаевске в июле и объединил семьи Юго-Западного округа, воспитывающие детей-инвалидов.
Газета Чапаевский рабочий