Право на швабру

Право на швабру
Фото: www.socgaz.ru

Коллаж Романа ГРАМОТЕНКО

 

«Школьная принудиловка» учила советских учеников не бояться труда

Только на седьмом десятке я узнал, что, оказывается, меня и всех моих сверстников чуть ли не все десять школьных лет заставляли заниматься принудительным трудом. Поначалу эта «принудиловка» выражалась в назначении дежурным по классу и в его уборке после занятий. Позже к этому прибавилось дежурство на переменах.
Узнал я об этом из материала одного из самарских информационных агентств, которое разместило интервью с помощником прокурора Большечерниговского района Анастасией Мищенко.
Вот что рассказала помощник прокурора:
– В некоторых школах детей оставляют дежурить после уроков, просят помыть пол в классе или сделать что-то ещё. Но школьные уборочные работы подпадают под определение «принудительный труд», а он запрещен в соответствии со статьей 37 Конституции РФ. Да, ученика могут попросить помочь убраться в классе, но он не обязан делать это. Ученик может согласиться, но согласие это должно быть получено в письменной форме, за подписью родителей или других его законных представителей. Если кого-то из учащихся назначают следить за дежурными, то это тоже неправомерные действия. Нельзя возлагать на учеников административные обязанности. Дети не могут отвечать за поддержание дисциплины. То есть привлечение обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, без согласия их родителей запрещается.
Дипломированный юрист также подчеркнула, что если детей принуждают к труду представители администрации школы, а родители с такими правилами учебного учреждения не согласны, то они должны обратиться в прокуратуру или в суд.
Вот так нынче обстоят дела с трудовым воспитанием в современной российской школе. А давайте вспомним, как было в школе советской. Что и говорить, с нынешней точки зрения обязанности дежурного в классе были тогда жутко трудными: вытереть классную доску, обеспечить наличие мела, принести из учительской географические или исторические карты и прочие наглядные пособия и доложить учителю об отсутствующих.
Пока вспоминал и перечислял, спина стала мокрой. А каково было тогда нам все это проделать в реальности? Да еще и не один раз.
А «принудительную» уборку класса после занятий вообще можно приравнять к труду шахтера или, на худой конец, сталевара. Мы с величайшим трудом вытирали парты, из последних сил разбрасывали в классе мокрые опилки, приготовленные школьной уборщицей, которая тогда убирала только коридоры и места общего пользования. Потом этими опилками с помощью швабр протирали полы. Следом собирали их и выносили в мусорный бак, стоящий во дворе.
Но, конечно, самая трудная «принудительная» обязанность – это дежурство на переменах. С повязкой на рукаве нужно было следить, чтобы «мелкие» не слишком шибко носились по коридорам и не расшибли себе головы об какой-нибудь угол. Ах как тяжело было это делать, тем более что самому хотелось и поноситься, и на перекладине в коридоре перекувыркнуться на глазах одной из расцветающих одноклассниц.


А поскольку моя школа находилась на самой окраине города, то у нее был большой пришкольный участок, на котором размещались цветники и огород. И летом, в самый разгар каникул, мы в зависимости от возраста должны были неделю или две приходить и работать там по два, а иногда даже и по три часа в день – полоть, поливать.
Изредка еще приходилось и металлолом наперегонки принудительно собирать по всему нашему пригородному поселку. С теми, кто притащил ржавого железа больше других, директор школы на торжественной линейке расплачивалась книгами с дарственной надписью. Очевидно, желая умаслить их, чтоб не жаловались на принудительный труд.
Да что там говорить, не школы тогда были, а сплошные «принудиловки», почти трудовые колонии. Не то что в нынешнее время. Но вот что интересно: почему-то ни у одного из моих одноклассников и одноклассниц даже и мысли не возникало выразить недовольство и уж тем более сачкануть или отказаться от таких «непосильных» обязанностей. А сбор металлолома так вообще был всем в радость.
Вот так мы, «бедные и несчастные», и жили тогда, более полувека назад.
Сейчас другое время, и новые песни придумала жизнь. Я не знаю, да и, честно говоря, знать не хочу, кто написал и кто принял современный закон об образовании, который и признал то, что мы делали добровольно и даже с энтузиазмом, принудиловкой, нарушающей 37-ю статью Основного закона страны. Полагаю, что большим умом эти люди не отличаются, если, конечно, он у них вообще имеется.
Но главное даже не в этом, а в том, что наших законотворцев, похоже, нисколько не волнует будущее страны, хотя для отдельных из них она все еще является родной. Ведь трудовое воспитание, начинающееся в семье, должно и в школе обязательно продолжаться. А оная статья направлена на то, чтобы наши школьники росли и вырастали отъявленными белоручками и бездельниками, способными в будущем стать только «офисным планктоном».
Конечно, кое-кто из наших читателей – например, бабушки «мажоров» и особенно «мажорок» – возбудится и начнёт вопить, что школа должна мозги развивать, а не учить тому, как мокрой тряпкой грязь убирать. Безусловно, они имеют право на такую точку зрения. И на такой «вопёж» тоже.
Но и я имею право высказать то, что думаю о встречающейся сегодня иногда школьной «принудиловке», обжаловать которую обязательно надо в прокуратуре и даже в суде. Только вот куда мы без нее придем? Где окажется наша страна через полтора-два десятка лет, если и сейчас уже некому работать на стройках и заводах? Не говоря уже о менее престижных отраслях отечественной экономики.

Аркадий СОЛАРЕВ.

 
По теме
Справились с задачей - Газета Степь 22 марта 2024 года в Пестравском районном Доме культуры работники пожарно-спасательной части № 125 ГКУ СО «Центр по делам гражданской обороны,
Газета Степь
Пожарные Тольятти бьют тревогу! - Городские Ведомости Неосторожное обращение с огнем, неисправность электрической проводки и человеческая халатность – основные причины пожаров, которые произошли в Тольятти с начала года.
Городские Ведомости
Красноармейская ЦРБ получила новые автомобили - Газета Знамя труда Двадцатого марта в Самаре новые автомобили получили медицинские учреждения: Тольятти, Жигулёвска, Богатовского, Большеглушицкого, Борского, Исаклинского, Красноармейского, Кинельского, Красноярского, Кинель-Черкасского, Клявлинского,
Газета Знамя труда
Системная работа продолжается - Самарская Губернская Дума 28 марта в Самарской Губернской Думе прошло заседание «круглого стола» комитета по здравоохранению,
Самарская Губернская Дума
ТЕСТ НА ВИЧ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ. ЧТО ДАЛЬШЕ? - Самарский СПИД-центр Несколько десятков лет назад между вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) и смертью стоял знак равенства, а люди с положительным ВИЧ-статусом занимали не самое приятное положение в обществе.
Самарский СПИД-центр
ПРАЗДНИК ТЕАТРА - Газета Чапаевский рабочий В преддверии Всемирного дня театра, который ежегодно отмечается 27 марта, в средней общеобразовательной школе № 13 состоялся фестиваль, проведение которого стало уже доброй традицией.
Газета Чапаевский рабочий
ТВОРЧЕСТВО БЕЗ ГРАНИЦ - Газета Чапаевский рабочий Проект «Домашний микрореабилитационный центр «Территория добра» стартовал в Чапаевске в июле и объединил семьи Юго-Западного округа, воспитывающие детей-инвалидов.
Газета Чапаевский рабочий