Павел Маркелов: «Провинциальность» - понятие не географическое

Актер и художественный руководитель театра «СамАрт» В самом конце декабря Самару облетела новость - назначен новый художественный руководитель «СамАрта». Им стал актер театра Павел Маркелов. Еще до появления в его послужном списке Хлестакова, Треплева и Гамлета он был любимцем публики. Почти ежегодное вручение ему премии «Самарская театральная муза» говорит и о признании в профессиональном сообществе.

Новый художественный руководитель

- Есть ли у вас уже какие-нибудь планы после назначения?
- Для меня это назначение стало такой же неожиданностью, как и для всех. Я еще пока недостаточно вошел в курс дела, чтобы комментировать свои планы и намерения. Мне нужно будет еще провести подготовительную работу с Сергеем Филипповичем (Соколовым - директором театра «СамАрт». - Прим. авт.). Это назначение можно считать домашним и сугубо рабочим нюансом. Никаких кардинальных перемен оно не обещает, потому что я хорошо знаком с театром.
Вся стратегия развития, которая была определена ранее, сохранится, и смысл своего назначения я вижу в том числе и в том, чтобы ее поддержать и следить за качеством исполнения. Пока же у меня вопросов больше, чем ответов. Искать решения я буду вместе с труппой и коллективом.

«Я из тех актеров, которые не очень любят внимание»

- Может ли театральный актер в Самаре считаться звездой?

- Звезда - это то, что светит всему миру, она видна из любой точки планеты. В провинции это невозможно по определению. У «Сам-Арта» и у меня как его актера есть свой круг зрителей. Поклонение - это что-то сродни религиозным вещам, поклонники видят в тебе практически святого человека. Их немного, тем более они ценны. Есть, конечно, «партизаны», которые никак себя не обнаруживают. Я понимаю, что люди могут узнавать, но не показывают этого. Такое деликатное поведение для меня более комфортно. Хотя я уже привык, что подходят и спрашивают автограф. Причем в самых неожиданных местах: в общественном транспорте, в очереди в супермаркете… Это доставляет неудобство: возникает детское ощущение, что тебя застукали. Я из тех актеров, которые не очень любят внимание.

- Тогда почему вы не предпочли более закрытую профессию?
- А почему люди вообще идут в артисты? Как правило, решить какие-то личностные проблемы. Через внимание и одобрение окружающих пытаются принять самих себя. Мне профессия дала уверенность в том, что меня все равно любят, вне зависимости от того, как я сам себя в этот момент ощущаю. Бывают роли, в которых ты некрасиво одет и причесан, но зритель все равно тепло откликается. Так ко мне пришло понимание, что любят не за видимость, а за содержательность.
Для меня профессия - способ познания себя и мира. Именно в ней можно изучить множественные сценарии характеров, поведения. Работа над ролью - попытка понять и принять другого человека.

«Мысли о будущем восполняют неуверенность в себе в настоящем»

- Какие еще непокоренные вершины вы для себя видите?

- Видеть себя в будущем очень важно для человека. Но я всегда руководствовался другой установкой - нужно видеть себя таким, какой ты есть в данный момент. Невозможно продвинуться в проектировании, если ты не очень понимаешь себя и свои ресурсы. А как только ты приближаешься к этому, тебе уже незачем планировать. Парадокс в том, что мысли о будущем восполняют неуверенность в себе в настоящем. Актер должен быть предельно живым человеком, существующим здесь и сейчас. Проект на будущее затуманивает нахождение в настоящем. С другой стороны, сложно отказаться от необходимости планировать. Не хочу бросать режиссуру - я учился на курсе Анатолия Праудина при театре. Есть мысль испытать себя, изучить этот ресурс, которого я, возможно, немножко боюсь.

Наша профессия безгранична. У нее нет начала - невозможно сказать, когда человек стал актером, и нет конца - и на пенсии артист хочет играть, даже если не признается в этом. Это естественное состояние для человека вообще - мысленно проигрывать различные сценарии. Не случайно появились психотерапевтические техники, связанные с исследованием ролевых моделей поведения.

Несмотря на то, что я сыграл многие знаковые роли мировой драматургии, не могу сказать, что я ими доволен. Потому что в этой профессии нет абсолютного успеха. Хочешь - не хочешь, а ты вынужден быть перфекционистом. Мне кажется, я не вполне еще притронулся к пониманию трагического героя. Тем более что этот жанр очень сложен для нашего времени, считается, что трагический герой исчез. Именно поэтому режиссура предлагает такие эксцентричные трактовки, как, например, «Гамлет» в нашем театре. Мне тем более интересно еще поработать с таким репертуаром. Может быть, как режиссеру.

Огромное счастье работать с Адольфом Шапиро, Анатолием Праудиным, Александром Кузиным, Михаилом Кисляровым, Георгием Цхвиравой. Они выдающиеся мастера. По всероссийским меркам. Это главное обстоятельство, которое привело меня в этот театр после института.

- Существует ли такое понятие - «провинциальный театр»?
- Я считаю, что существует понятие «провинциальность». И оно не имеет отношения к географии. Провинциальным можно быть и в столице. Один из моих учителей однажды высказался: «В пределах Садового кольца провинция цветет и пахнет». Провинциальность заключается в отношении к профессии, в самооценке, в нежелании меняться и учиться дальше, это дурновкусие. Столичность - это чувство вкуса, меры, образованность. Провинциальность сидит в каждом человеке и учреждении. Передовой театр может в скором времени стать глухо провинциальным и даже не заметить этого. Слова Заболоцкого: «Не позволяй душе лениться…» именно об этом.

«Игра - естественная стихия для любого»

- Как за эти годы изменилось внутреннее ощущение от профессии? Пропал детский восторг?
- Он пропал еще в театральном институте. Как правило, уже к концу первого курса многое становится понятно. Быть актером - ежедневная, ежечасная работа. Когда ты приходишь в театр, убеждаешься, что учиться приходится и дальше. Проходят годы, и ты понимаешь, что, несмотря на какие-то наработки, все равно нельзя останавливаться. Это бесконечный процесс. К счастью, я всегда любил учиться.

- Вы разделяете пессимистическую точку зрения о надвигающейся гибели театра в связи с всеобщей апатией?
- Любые теоретические предположения на этот счет являются прежде всего проецированием внутреннего содержания тех конкретных людей, которые их выдвигают. Творчество не является научной сферой, поэтому здесь невозможно изобрести никакого закона. Это что-то вечно ускользающее. Как практик я постоянно встречаюсь со зрителем и чувствую тот же энтузиазм, что и всегда. Смерть театру предсказывали еще сто лет назад в связи с появлением кинематографа. Театр является самый архаичным видом искусства. Старше него только живопись. И то не факт. Неизвестно, что человек сделал раньше: высек на скале картину или совершил игровой обряд. Игра - естественная стихия для любого.

- Есть разница в эмоциях, когда выходите к взрослой публике или к юному зрителю?

- Для актера зритель - это партнер. Просто с более сложным характером, потому что его составляют много разных людей. С юными зрителями даже легче - взрослые не всегда включаются в игру. Они настолько под грузом стереотипов восприятия, что к ним не всегда можно пробиться как к партнерам. Но зато с ними можно поговорить о вещах, которые для тебя актуальны. Здорово, что ТЮЗ позволяет выходить и на ту, и на другую аудиторию. Дети дисциплинируют актера, не дают расслабиться, а взрослые расширяют диапазон высказывания.





























 
По теме
30 марта в 18.30 Международный фестиваль оперного искусства «Славянский дом» представляет оперу «Евгений Онегин» Петра Чайковского, в котором примут участие приглашенные артисты из Сербского национального театра в Нови-Саде,
В академическом театре оперы и балета Самары 27 марта показали «Пиковую даму» Алена Кириллова Фестиваль «Славянский дом» проводится при поддержке правительства Самарской области Фото:
Корней Иванович Чуковский — любимый писатель многих поколений девчонок и мальчишек, замечательный детский поэт, публицист, критик, а также переводчик и литературовед.
Вчера, 27 марта, во Всемирный день театра, в прямом эфире путем голосования подвели итоги окружного фестиваля детских и молодежных театральных коллективов «Театральное Приволжье».
Пожарные Тольятти бьют тревогу! - Городские Ведомости Неосторожное обращение с огнем, неисправность электрической проводки и человеческая халатность – основные причины пожаров, которые произошли в Тольятти с начала года.
Городские Ведомости
photo_2024-03-26_16-22-32.jpg - Красноярский район Новые автомобили «службы здоровья» пополнили автопарк Красноярской центральной районной больницы 3 автомобиля «службы здоровья» приехали «на работу» в Красноярский район.
Красноярский район
Возложили цветы к памятнику - Газета Камышлинские известия Ирина Макарова. В честь 105-летия со дня рождения поэта Анвара Давыдова в районном центре состоялось торжественное возложение цветов к его памятнику.
Газета Камышлинские известия
Дмитрий Азаров вручил землякам государственные награды - Газета Время В среду, 27 марта, губернатор Самарской области Дмитрий Азаров вручил государственные и региональные награды защитникам Отчества, сотрудникам промышленных предприятий, фермерам и аграриям, врачам, педагогам,
Газета Время