Работа с тонкой материей

Важно понимать, что работа, которую мы делаем, очень важна. Если вникать в любой процесс, в котором ты участвуешь, успех обязательно придет
Работа с тонкой материей
Работа с тонкой материей
Фото: st.vkonline.ru
Накануне праздника «ВК» поговорила о «человеке в профессии» с педагогом самарского Лицея авиационного профиля №135 Ольгой Ананченко Важно понимать, что работа, которую мы делаем, очень важна. Если вникать в любой процесс, в котором ты участвуешь, успех обязательно придет

В Самарской области, как и во всей стране, поздравляли с профессиональным праздником педагогов. В областном центре торжество традиционно проходило в Самарском театре оперы и балета, а тольяттинские учителя принимали поздравления во Дворце культуры, искусства и творчества.

Ольга Владимировна Ананченко впервые примерила на себя гордое звание учителя в 1994 году, после окончания физмата в Куйбышевском педагогическом институте по специальности «физика и математика». Преподавать начала в школе-лицее №135 - вместе с профильной физикой сразу и астрономию. За 23 года Ольга Владимировна подготовила много победителей и призеров областного и федерального этапов Всероссийской олимпиады школьников по своим предметам. В 2007 году получила второе высшее образование – диплом педагога-психолога в самарском филиале МГПУ. С 2008 года работает заместителем директора Лицея авиационного профиля по научно-методической работе. Наш собеседник уверена, что педагог должен постоянно повышать свою квалификацию.

«Мы растим будущее страны»

Ольга Владимировна настолько позитивный человек, что начинает казаться, будто все в ее жизни происходит легко и с улыбкой. Но я не понасслышке знаю, насколько сложен труд педагога, поэтому интересуюсь: как удается за 23 года в школе не «перегореть», быть все время в теме, как восстанавливаться при такой самоотдаче?

«Это не только отдача, это всегда взаимодействие, взаимообмен, - убеждена Ананченко. - В этом году 1 сентября я впервые провела не в лицее. Это было тяжело: мои дети, у которых я с 5-го класса классный руководитель, стояли на линейке, а меня не было! Я как руководитель ездила с пятью ребятами из Самарской области на Всероссийский форум «Проектория» в Ярославль, и именно в этот день мы смотрели открытый урок, который давал нам Президент России. Вот и представьте, с одной стороны, горечь от того, что я не в своей школе 1 сентября, с другой - гордость, что меня делегировали на такое важнейшее событие. На этой «Проектории» я впервые лично увидела Владимира Владимировича Путина. Он обозначил позиции, направления, по которым надо двигаться современному обществу. У образования всегда есть особые задачи. У нас, педагогов, очень важная профессия - мы растим будущее нашей страны. Я с этой мыслью пришла в школу больше 20 лет назад и в этом до сих пор постоянно убеждаюсь».

Лидер олимпийского движения

Астрономия в этом учебном году официально возвращается в школьную программу, но в ЛАП №135 ее преподавали всегда, а к положенному количеству часов с седьмого класса добавлялись занятия в кружках.

«Я в 1994 году сразу включилась в олимпийское движение, мой ученик попал на Всероссийскую олимпиаду школьников по астрономии, - вспоминает Ольга Владимировна. - Принял участие в региональном этапе - победил, поехал на всероссийскую - тоже победил. И я поверила в свои силы. Правда, сегодня в олимпийском движении школьников все намного сложнее. По сравнению с 1994 годом уровень сложности заданий вырос в десятки раз. Соответствовать планке трудно, но приходится, поскольку детей нужно готовить серьезно. Сейчас нельзя в астрономии, особенно на уровне олимпиад, добиться результата, просто что-то прочитав».

Поддержка педагогов

Ольга Ананченко никогда не подсчитывала, сколько победителей и призеров олимпиад по физике и астрономии подготовила за время работы. На протяжении последних пяти лет награды российского уровня ее воспитанники завоевывали каждый год, прочем были такие успехи и раньше.

«В те годы, когда еще не так поддерживали и уделяли внимание педагогам, воспитывающим талантливых детей, у меня было три призера на уровне региона - и по физике, и по астрономии, - рассказывает педагог. - А сейчас внимания к нам больше, поддержка солидная»

Отпуск определяет небо

Кроме основной работы в школе в течение учебного года Ольга Владимировна уже много лет преподает в летней областной Астрошколе. Я поинтересовалась, как педагогу удается привить детям любовь к астрономии?

«Есть такая система - погружение в предмет, - объясняет учитель. - Если ребенок погружается на семь-восемь дней в ту или иную область знаний, то у него появляется очень сильная мотивация для дальнейшего движения вперед. Я с 2002 года езжу, а с 2003 года являюсь преподавателем самарской областной Астрошколы. Она всегда проходит в одно и то же время -  в начале августа в Жигулях. В общем, отпуск у меня всегда укороченный, потому что 12 августа проходит максимум метеорного потока Персеиды, мы всегда его наблюдаем, при любой погоде. Это уже как ритуал, люди не могут без этого. Ко мне приезжают давнишние выпускники - совсем взрослые уже люди. Мы вместе со школьниками - участниками Астрошколы - располагаемся на футбольном поле кружком, изучаем разные области неба: наблюдаем явление, записываем характеристики, указываем параметры метеоров, в общем, занимаемся метеорной астрономией. Этот ночной час, проведенный на туристических ковриках с устремленными в небо взглядами, не просто меняет отношение ребенка к предмету. Человек понимает, что можно получать удовольствие не от денег, от потребления, а от этого потрясающего театра природы».

Мотивация к инженерной профессии

«Школа научно-технического мышления» - еще один проект, руководителем которого уже несколько лет явяляется Ольга Ананченко. Он создан на базе лицея авиационного профиля №135 и направлен на развитие робототехники. Понятие «инженерное мышление» сегодня, что называется, - тренд, модная формулировка. Однако педагоги лицея пришли к выводу, что школа не может сформировать у ребенка инженерное мышление, зато может развить мышление научно-техническое и создать мотивацию к получению инженерной профессии, показав, какие навыки, знания и  виды деятельности ребенку в этом будут нужны. Для каждого ребенка можно продумать образовательную среду, в которой будет и конструирование, и робототехника, и различные кружки, и внеурочная деятельность. Ведь тот же олимпиадник может уйти в науку, а может пойти инженером на производство. А обычный ребенок, который любит собирать руками, может подготовиться к востребованной сейчас рабочей профессии.

«У нас в лицее выстроена хорошая система, мы ею довольны, - говорит Ольга Владимировна. - Она охватывает и начальную, и среднюю, и старшую ступень обучения. В том числе мы занимаемся и легоконструированием, нашими педагогами написаны даже авторские программы. На мой взгляд, мы имеем полное право на звание «школы научно-технического мышления».

Стоит добавить, что Ольга Владимировна как завуч по научно-методической работе не только курирует школьное олимпиадное движение, проведение научно-практических конференций, научно-техническое развитие школьников в целом, но и ведет уроки в десятых классах - целых 20 часов в неделю. Педагоги поймут.

На увлечения времени не хватает

При такой нагрузке времени на хобби практически не остается. Надо успеть прочитать всю необходимую профессиональную литературу, поучаствовать в научно-методических разработках, а чтение художественных произведений, как правило, откладывается на потом. В разговоре Ольга Ананченко вспоминает, что в молодости много чем увлекалась, например, до 11 класса серьезно занималась велоспортом. Если выдается возможность - с удовольствием катается на велосипеде, правда, с велодорожками в Кировском районе Самары пока никак.

Ольга Владимировна считает себя счастливым человеком. Есть муж, двое детей. Старшему сыну 21 год, он учится в Самарском национальном исследовательском университете им. Королева, младшему 8, он ученик родного для себя и для мамы лицея авиационного профиля №135.

«Мы работаем с душой ребенка»

На прощание я попросила Ольгу Владимировну сказать несколько слов в адрес коллег, тоже отмечающих профессиональный праздник. После традиционных пожеланий здоровья и творческих успехов я услышала: «Понимать, что та работа, которую мы делаем, очень важна и значима. Всегда искать смыслы в своей деятельности. Если вникать в любой процесс, в котором ты участвуешь, успех обязательно придет - это моя формула, поэтому нет никаких метаний и пустоты в душе. Просто надо идти, делать и понимать, что мы работаем с очень тонким материалом - с душой ребенка. Да, наш продукт не каждому виден. Но если человек, которого мы учили, придет к нам через много лет и скажет спасибо - это бесценно. Это то, что дает силу, энергию для того, чтобы жить и двигаться дальше».

Школа может развить научно-техническое мышление и создать мотивацию к инженерной профессии, показав, какие навыки, знания и виды деятельности ребенку для этого будут нужны

Здесь человек понимает, что можно получать удовольствие не от денег, от потребления, а от этого потрясающего театра природы

Ещё новости о событии:

Важно понимать, что работа, которую мы делаем, очень важна. Если вникать в любой процесс, в котором ты участвуешь, успех обязательно придет - Волжская Коммуна
Накануне праздника «ВК» поговорила о «человеке в профессии» с педагогом самарского Лицея авиационного профиля №135 Ольгой Ананченко Важно понимать, что работа, которую мы делаем, очень важна.
19:31 05.10.2017 Волжская Коммуна - Самара
Накануне праздника «ВК» поговорила о «человеке в профессии» с педагогом самарского Лицея авиационного профиля №135 Ольгой Ананченко Важно понимать, что работа, которую мы делаем, очень важна.
18:23 05.10.2017 Волжская Коммуна - Самара
 
По теме
В разговоре о целевом наборе студентов приняли участие заинтересованные стороны: вуз и работодатель Ирина ПОЛЬНИКОВА Эксперты обсудили вопросы подготовки специалистов для тепло-энергетического комплекса Фото:
В четверг, 28 марта, в Поволжском государственного университета телекоммуникаций и информатики (ПГУТИ) в рамках форума "Кадры для цифровой экономики" было подписано несколько соглашений о сотрудничестве с ведущими компаниями.
В   рамках недели детской книги для ребят детского сада «Снежок» прошел литературный утренник «В страну детства к Агнии Барто».
Для детишек д/сада «Красная шапочка» прошёл час громкого чтения «Семейная кругосветка», подготовленный к Году семьи.
Для выпускников среднеспециальных и высших учебных заведений Самарской области служба занятости региона реализует проект «Моя профессия», который направлен на комплектование предприятий молодыми специалистами.
В ПГУТИ начал свою работу ежегодный Форум «Кадры для цифровой экономики» - ПГУТИ В Форуме принимают участие: Председатель комитета Государственной думы Российской Федерации по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн Статс-секретарь,
ПГУТИ
Фестиваль  инновационных идей - Газета Северные Нивы 21 марта в рамках Фестиваля инновационных идей Кошкинская школа представила и провела мастер-классы по реализации проекта «Использование материально-технических условий школы для содействия к повышению привлекательности
Газета Северные Нивы
photo_2024-03-26_16-22-32.jpg - Красноярский район Новые автомобили «службы здоровья» пополнили автопарк Красноярской центральной районной больницы 3 автомобиля «службы здоровья» приехали «на работу» в Красноярский район.
Красноярский район
Возложили цветы к памятнику - Газета Камышлинские известия Ирина Макарова. В честь 105-летия со дня рождения поэта Анвара Давыдова в районном центре состоялось торжественное возложение цветов к его памятнику.
Газета Камышлинские известия
Дмитрий Азаров вручил землякам государственные награды - Газета Время В среду, 27 марта, губернатор Самарской области Дмитрий Азаров вручил государственные и региональные награды защитникам Отчества, сотрудникам промышленных предприятий, фермерам и аграриям, врачам, педагогам,
Газета Время