Самарская одиссея Бориса Блоха

Знаменитый пианист ощущает свою духовную связь с нашим городом

Благодаря музыканту наша оперная труппа впервые побывала в Италии


С Самарой связаны судьбы и творческие биографии многих известных далеко за пределами нашей страны деятелей культуры и искусства. Один из них - знаменитый пианист и дирижер уроженец Одессы Борис Блох, у семьи которого давние связи с Самарой.
В 1995 году, благодаря творческим контактам с Борисом Блохом, к тому времени уже более тридцати лет проживавшим за рубежом, труппа Самарского оперного театра впервые в своей истории совершила зарубежную поездку. Артисты побывали в Италии, на родине оперного искусства, выступив на музыкальном фестивале в городе Перуджа.

Из семейной хроники
Вот что удалось услышать из уст музыканта.
- С Самарой-Куйбышевом меня связывают нити воспоминаний, тянущиеся с детства и юности. Дело в том, что моя мама жила здесь после войны. Она много рассказывала о своих впечатлениях о Самарском - тогда еще Куйбышевском - театре драмы, так как ее брат, а мой дядя Илья Борисович Колтынюк был режиссером и работал тогда в Куйбышеве. Через несколько лет он вновь приехал в Куйбышев и поставил в местном театре несколько спектаклей. Еще живя в Одессе, я часто слышал имена куйбышевских артистов Зои Чекмасовой, Георгия Шебуева, Валерия Бурэ - они неизменно присутствовали в маминых рассказах. Дядя умер здесь же, в Куйбышеве, незадолго до нашего отъезда из СССР. Уверен, что в духовной ауре Самарского академического театра драмы есть частичка, оставленная его творчеством. В этом мне довелось убедиться во время первого посещения Самары. Я познакомился с изумительной актрисой и женщиной Верой Александровной Ершовой, которую имел счастье видеть на сцене. Услышав имя режиссера Ильи Колтынюка, она моментально оживилась, вспомнила о совместной работе с ним, о фотографии Комиссаржевской, которую он подарил ей с дарственной надписью после спектакля «Дворянское гнездо». Все эти моменты очень важны для меня.

Линия жизни
- А как сложилась ваша собственная судьба?
- Я окончил по классу фортепиано знаменитую музыкальную школу Столярского в Одессе. В этой школе училось немало тех, кто впоследствии обрел мировую славу на исполнительском поприще. Достаточно назвать выпускников школы - великих музыкантов Давида Ойстраха и Бориса Гольдштейна. После школы я поступил в Московскую консерваторию, где занимался вначале у Татьяны Николаевой, а затем у Дмитрия Башкирова, которого считаю своим главным учителем. Уже после первого курса я принял участие в Международном конкурсе имени Шумана в Цвикау. Горжусь этим: в те годы пройти предварительный отбор было совсем не просто. Будучи студентом, стал лауреатом Всесоюзного конкурса пианистов. Консерваторию окончил в 1973 году, а в 1974 году уехал в США, в Нью-Йорк.
- Таким образом, ваша артистическая карьера разворачивалась уже вдали от России.
- Карьеру пианиста пришлось начинать с нуля, рассчитывая только на свои собственные силы. Принял участие в прослушивании молодых исполнителей, на котором занял первое место. Уже через год после приезда в Нью-Йорк у меня состоялся концертный дебют. Затем я стал лауреатом первой премии конкурса имени Бузони в Италии, и с этого началась моя карьера в Европе.

Русская музыка вдали от России
- Оставалось ли что-то соединявшее вас с Россией?
- Уехав из России, как бы вновь открыл для себя русскую музыку, которую безумно люблю. Записал на компакт-диск, в частности, все фортепианные произведения Мусоргского.
- Сфера ваших творческих интересов, очевидно, не ограничивалась только фортепиано.
- Постоянно концертируя в Европе и Америке как пианист, я увлекся дирижированием. Это именно то, чем мне всегда хотелось заниматься. Я рожден, чтобы заниматься дирижированием, у меня есть к этому призвание - говорю это без ложной скромности. Живя за границей, мечтал и о сотрудничестве с Россией. Первый контакт был установлен с Одесским оперным театром. В сентябре 1994 года я организовал большие гастроли театра в Италии с оперой Чайковского «Орлеанская дева», которую специально подготовил с его труппой. Мы выступали в Генуе, в национальном театре «Карло Феличе», и на международном музыкальном фестивале в Перудже.

Две Франчески от маэстро
- Что послужило для вас толчком к творческому сотрудничеству с Самарским оперным театром?
- Во время работы в Одесской опере я познакомился с тогдашним главным режиссером Самарского театра оперы и балета Борисом Александровичем Рябикиным. С его слов очень заинтересовался этим коллективом, который берется за такие редко исполняемые произведения, как «Сервилия» Римского-Корсакова, поставил современную оперу «Гамлет» Слонимского, о которой довелось много слышать. Я побывал в Самаре и продирижировал в оперном театре вердиевским «Трубадуром». Был приятно обрадован уровнем исполнения и в не меньшей степени - прекрасным и заинтересованным отношением к искусству, к театру со стороны местных руководителей, ведавших вопросами культуры. Это и решило вопрос о моем сотрудничестве с самарским театром. Вместо одесситов на очередной музыкальный фестиваль в Перуджу я повез самарскую труппу. Был у меня, как понимаете, и сугубо личный мотив развития творческих контактов с Самарой.


- Итак, Самара оставила в вашей душе еще одну «зарубку».
- Безусловно. В соответствии с заявкой хозяев фестиваля в театре разучили оперу Рахманинова «Франческа да Римини», которая никогда не шла на самарской сцене. Я рад, что не без моего участия в афише театра появилось две «Франчески»: опера Рахманинова и балет на музыку одноименной симфонической фантазии Чайковского. Не в пример Одессе в Самаре были созданы все условия для работы. Помню, с какой отдачей работали все музыканты, солисты, артисты хора, готовясь к поездке. Гастроли в Италии прошли очень успешно.

«Здесь я счастлив»
- Продолжались ли ваши творческие контакты с Самарой в последующие годы?
- Я обожаю театр как культурный институт, как структуру. И пусть здание, в котором работает самарская опера, изначально не было предназначено для театра, но само место, где оно располагается, святое: здесь раньше стоял Кафедральный собор. Я привязчивый человек, полюбил коллектив Самарского оперного театра и не оставлял надежду на то, что мне удастся осуществить с ним еще какой-либо проект. В 1996 году, вновь приехав в Самару, продирижировал в театре оперой Чайковского «Иоланта». Кстати, это была моя первая встреча как дирижера с «Иолантой». Я провел также мастер-классы в Самарском институте искусств и культуры, с удовольствием окунулся в ритм культурной жизни города. Я ощущаю внутреннюю духовную связь с Самарой. Здесь я очень счастлив, чувствую себя как дома.

Откровения
О судьбе

Вот несколько откровений пианиста, связанных с его творческой судьбой: «После Московской консерватории меня распределили в музыкальное училище Брянска. Я не получил рекомендации для продолжения учебы в аспирантуре у великого Дмитрия Башкирова, к чему очень стремился: среди пятерок по музыкальным предметам оказалась тройка по научному коммунизму. Сыграла свою роль и моя фамилия. Конечно, было обидно. К тому же к этому времени я получил вторую премию Всесоюзного конкурса пианистов и должен был быть автоматически допущен к Международному конкурсу Чайковского. Не допустили. Зато на конкурс попал пианист, получивший лишь шестое место в упомянутом Всесоюзном конкурсе…»
О творческой совести
«Я всегда инстинктивно стремился включать в свои программы незаигранные произведения. Мне было несколько неловко представлять публике то, что «затерто до дыр». Возможно, что так дает о себе знать моя творческая совесть. Я заметил, что такие великие пианисты, как Горовиц или Рихтер, избегали заигранных вещей, и их авторитет и сила дарования делали вновь открытые для публики сочинения классиков популярными».
О связи с родиной
«Чем дольше я живу на Западе, тем больше ощущаю себя воспитанником и представителем русской фортепианной школы. При этом я имел возможность впитывать новые влияния, сохраняя твердые основы блестящей русской школы. Русский репертуар связывает меня самыми прочными нитями с Родиной. Я уверен, что именно те артисты, которые играют на Западе русский репертуар не как экзотику, а как творческую необходимость, вносят немалый вклад в то, что русская музыка является сегодня неотъемлемой частью мирового репертуара».
СПРАВКА. Борис Блох уехал из Советского Союза в 1974 году в возрасте 23 лет. Будучи гражданином США, ныне он постоянно живет в Германии. На Западе его имя широко известно. Музыкант играет с симфоническими оркестрами Вены, берлинской Штадс-Капеллы, Кливленда, Хьюстона, Рима, преподает исполнительское мастерство в Эссенской Академии искусств (Германия) и Зальцбургской Международной академии «Моцартеум». Один из критиков написал: «Блох - пианист, вызывающий острое чувство тоски по прошлому, по пианизму времени великих».
Борис Блох активно концертирует на лучших европейских подмостках, часто выступает в Москве. Его концерт в Большом зале Московской консерватории в сопровождении Академического симфонического оркестра Московской филармонии под управлением Марка Горенштейна записан на DVD. В декабре 2012 года пианист выступил с сольным концертом в столичном Культурном центре П.Чайковского. Музыкант с теплотой вспоминает свои творческие контакты с Самарой и надеется, что еще не раз побывает в нашем городе.

 
По теме
29 марта в 00 часов 42 минуты на пункт связи пожарно-спасательной части поступило сообщение о том, что на 346 километре автодороги Р-241 Казань – Буинск – Ульяновск подъезд к г. Самара, произошло дорожно-транспортное происшествие.
Разлив топлива произошел после столкновения «Ивеко» и «ДАФ» в Елховском районе 29 марта Анастасия ФИЛАТОВА Авария обошлась без пострадавших Фото: ГУ МВД России по Самарской области В ночь на пятницу,
Просматривая объявления о продаже поддержанных иномарок в сети Интернет, 39-летний сельчанин из Сызранского района обратил внимание на всплывающий баннер с предложением перейти на сайт знакомств.
Утром 29 марта в 7 часов 57 минут на пульт связи поступило сообщение о том, что на улице Оренбургской в селе Утевка горит сарай.
Нож как аргумент в споре   На скамье подсудимых Новокуйбышевского городского суда оказался 32-летний житель одной из арабских республик.
Пожарные Тольятти бьют тревогу! - Городские Ведомости Неосторожное обращение с огнем, неисправность электрической проводки и человеческая халатность – основные причины пожаров, которые произошли в Тольятти с начала года.
Городские Ведомости
Справились с задачей - Газета Степь 22 марта 2024 года в Пестравском районном Доме культуры работники пожарно-спасательной части № 125 ГКУ СО «Центр по делам гражданской обороны,
Газета Степь
Красноармейская ЦРБ получила новые автомобили - Газета Знамя труда Двадцатого марта в Самаре новые автомобили получили медицинские учреждения: Тольятти, Жигулёвска, Богатовского, Большеглушицкого, Борского, Исаклинского, Красноармейского, Кинельского, Красноярского, Кинель-Черкасского, Клявлинского,
Газета Знамя труда
ТЕСТ НА ВИЧ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ. ЧТО ДАЛЬШЕ? - Самарский СПИД-центр Несколько десятков лет назад между вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) и смертью стоял знак равенства, а люди с положительным ВИЧ-статусом занимали не самое приятное положение в обществе.
Самарский СПИД-центр
Всемирный день борьбы с туберкулезом - Самарский СПИД-центр Каждый год 24 марта мир отмечает Всемирный день борьбы с туберкулезом, чтобы привлечь внимание общественности к этому серьезному заболеванию.
Самарский СПИД-центр
ПРАЗДНИК ТЕАТРА - Газета Чапаевский рабочий В преддверии Всемирного дня театра, который ежегодно отмечается 27 марта, в средней общеобразовательной школе № 13 состоялся фестиваль, проведение которого стало уже доброй традицией.
Газета Чапаевский рабочий
ТВОРЧЕСТВО БЕЗ ГРАНИЦ - Газета Чапаевский рабочий Проект «Домашний микрореабилитационный центр «Территория добра» стартовал в Чапаевске в июле и объединил семьи Юго-Западного округа, воспитывающие детей-инвалидов.
Газета Чапаевский рабочий