18 марта 2014 года на очередном заседании комитета по бюджету, финансам, налогам, экономической и инвестиционной политике под председательством Алексея Ушамирского депутаты рассмотрели 9 вопросов.
С докладом о проекте закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Самарской области» (в части приведения законодательства Самарской области в соответствие с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») выступил руководитель правового управления аппарата Самарской Губернской Думы Андрей Саусин.
Законопроект разработан с целью внесения изменений в ряд действующих законов Самарской области, предусматривающих отсылочные нормы на законодательство Российской Федерации о размещении заказов. Изменения потребовались после вступления в силу Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Комитет принял решение направить проект закона в Правительство Самарской области и в прокуратуру Самарской области для внесения замечаний и предложений.
Также в Правительство Самарской области и прокуратуру решено направить проект закона Самарской области «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Самарской области» в связи с введением правового института «государственные (муниципальные программы)».
Законопроект разработан в целях приведения законодательства Самарской области в соответствие с федеральным законодательством.
Рассмотрев требование прокурора Самарской области об изменении Закона Самарской области от 16 марта 2006 года № 19-ГД «Об инвестициях и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Самарской области» с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов, комитет рекомендовал Самарской Губернской Думе отклонить требование прокурора.
Правовое управление Самарской губернской думы аргументировало решение тем, что удовлетворение требования не решит основных проблем правоприменения Закона, затрудняющих достижение целей его принятия. Правовым управлением уже подготовлен ряд предложений по комплексному совершенствованию Закона, которые обсуждаются совместно с Правительством Самарской области, прокуратурой Самарской области и правоприменителями.
Комитет принял к сведению отчет о работе Счетной палаты Самарской области за 2013 год , с которым выступил заместитель председателя Счетной палаты Самарской области Андрей Семёнов.
В 2013 году Счетной палатой проведено 279 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в основном, в виде комплексных проверок расходования средств областного бюджета.
В ходе проведения контрольных мероприятий произведены проверки на 312 объектах, относящихся к различным сферам экономической деятельности, среди которых 11 органов государственной власти Самарской области и 13 администраций городских округов и муниципальных районов.
Общий объем проверенных в ходе контрольных мероприятий средств бюджетов всех уровней превысил 93 млрд рублей, из которых 64,8 млрд рублей в рамках проведенного аудита эффективности использования государственных средств, направленных на реализацию Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи за период 2010-2012 гг.
По результатам проведенных мероприятий выявлено нарушений и недостатков в финансово-бюджетной сфере и нарушений, связанных с управлением и распоряжением имуществом, на общую сумму 5,4 млрд рублей, в том числе:
По результатам комплексных проверок, проведенных в Ставропольском, Большеглушицком, Пестравском, Елховском, Исаклинском и Нефтегорском муниципальных районах установлены неправомерно произведенные расходы муниципальными образованиями в объёме 69,3 млн рублей, в том числе за счёт средств областного бюджета 10,9 млн рублей.
В городских округах Самара, Новокуйбышевск, Чапаевск, Кинель, муниципальных районах Кинельский, Похвистневский, Кинель-Черкасский проведены проверки расходования средств областного бюджета по отдельным направлениям расходов.
Всего проведенными в муниципальных образованиях области проверками установлено нарушений при использовании бюджетных средств на общую сумму 681,4 млн рублей.
Причинами выявленных нарушений являются недостатки при администрировании доходов, отсутствие надлежащего контроля за эффективностью деятельности муниципальных унитарных предприятий, отсутствие соответствующих нормативных правовых актов (по результатам проверок принято 16 муниципальных правовых актов). Кроме того, одним из проблемных вопросов для муниципалитетов остается невозможность распоряжения неразграниченными землями в границах поселений, оформленными в федеральную собственность на основании ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (потери в виде арендных платежей оцениваются в размере 144 208 тыс. рублей). В целом выпадающие доходы местных бюджетов составили 152,9 млн рублей.
По результатам принятых Счетной палатой мер устранено финансовых и других нарушений на общую сумму 559,8 млн рублей, из которых возвращено в бюджет 4,3 млн рублей.
По результатам рассмотрения материалов Счетной палаты Самарской области по фактам нарушений Федерального закона от 21.07.05 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» службой Госфинконтроля Самарской области возбуждено и рассмотрено 9 дел об административных правонарушениях. Вынесено 6 постановлений о наложении штрафов на общую сумму 130 тыс. рублей.
Как отметил Андрей Семёнов, наблюдается положительная тенденция в работе главных распорядителей бюджетных средств – областных министерств и ведомств. Они быстро реагируют на замечания по результатам проверок Счетной палаты и предпринимают активные меры по устранению нарушений.
Комитет принял к сведению отчет о результатах приватизации имущества Самарской области за 2013 год.
Заслушав информацию председателя общественной комиссии, члена комитета по бюджету, финансам, налогам, экономической и инвестиционной политике Александра Живайкина, комитет принял к сведению информацию о решениях, принятых на заседании общественной комиссии по совершенствованию законодательства о налогах и сборах и рекомендовал учесть предложения при формировании плана работы комитета на второе полугодие 2014 года.
Также комитет принял решение обратиться к председателю Самарской Губернской Думы Виктору Сазонову с предложением направить письмо председателю Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации А.М.Макарову об ускорении рассмотрения и принятия проекта федерального закона, предусматривающего право субъектов Российской Федерации устанавливать размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, в зависимости от места ведения предпринимательской деятельности .
В заключение, комитет рекомендовал Самарской Губернской Думе поддержать проект федерального закона № 449127-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части расширения сферы применения концессионных соглашений и создания благоприятных условий для привлечения частных инвестиций) .
Также на комитете была образована рабочая группа по разработке проекта постановления Самарской Губернской Думы, определяющего порядок проведения экспертизы законов Самарской области, постановлений Самарской Губернской Думы, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и оценки регулирующего воздействия их проектов.
Алексей Ушамирский, председатель комитета по бюджету, финансам, налогам, экономической и инвестиционной политике Самарской губернской думы:
- В последние годы Счетная палата стала теснее работать со службой Госфинконтроля Самарской области. И эта совместная работа привела к значительному сокращению нецелевого использования бюджетных средств Самарской области. Это подтверждается, в том числе, итогами работы Счетной палаты за 2013 год, которые были представлены сегодня.
Я считаю, что Счетная палата работала в 2013 году очень эффективно. Все выявленные факты нарушений сразу направлялись в прокуратуру и в Правительство Самарской области, и по всем этим фактам были приняты соответствующие меры – или возбуждение уголовного дела или привлечение к административной ответственности.
Уверен, что и дальнейшая работа Счетной палаты будет способствовать сокращению нецелевого использования бюджетных средств.