15 ноября в Совете депутатов Железнодорожного района состоялся обучающий семинар по работе с обращениями граждан. Депутат Думы г.о. Самара, И. Н. Кочуева , руководитель Ассоциации ТСЖ, ЖСК и советов многоквартирных домов Самарской области И.Н. Кочуева разъяснила коллегам, как эффективно работать с вопросами и наказами избирателей.
По мнению народных избранников, необходимость в подобном обучающем семинаре назрела давно. Ведь зачастую жители неправильно выбирают адресата для своего запроса, направляя обращения, например, сразу на федеральный уровень, откуда они, спустя время, возвращаются в регион или город. Также и депутатам бывает сложно сходу сориентироваться, куда и в какой форме направлять жалобу или запрос для разрешения той или иной ситуации. В итоге, как отметила И.Н. Кочуева на семинаре, около 83% обращений от жителей направляются сразу Президенту страны, хотя относятся к компетенции органов местного самоуправления, и могут быть разрешены именно на этом уровне. Если бы обращения сразу направлялись по адресу, то решить ту или иную проблему удавалось бы в более короткие сроки. «Наша главная задача — конкретизировать работу депутатов районных советов на примере работы с обращениями. Мы должны понимать, куда должны обратиться, чтобы не переписываться с различными ведомствами годами, как это часто бывает, а решить проблему, с которой к нам пришел избиратель», - подчеркнула И.Н. Кочуева.
Для наглядности депутат городской думы подготовила для своих районных коллег сборник методических рекомендаций, систематизирующих механизмы работы с обращениями граждан, который презентовала на семинаре.
Все возможные обращения граждан разделены на три большие блока — ЖКХ, благоустройство и общественный порядок. Именно по этим направлениям депутатам райсоветов чаще всего приходится работать по итогам приемов граждан.
Так, значительное число обращений к народным избранникам касается взаимоотношений с советами многоквартирных домов и управляющими компаниями. «В многоквартирных домах Самары приватизировано более 50% квартир, таким образом, за МКД отвечают собственники жилья. Взаимоотношения между многоквартирным домом и управляющей компанией — это гражданско-правовые отношения», - пояснила И.Н. Кочуева и привела пример. - В случае невыполнения управляющей компанией уже оплаченных жителями услуг, этот вопрос может быть решен в суде. Она также напомнила, что все решения УК по ремонту или, к примеру, замене коммуникаций должны быть подтверждены протоколом собрания совета многоквартирного дома.
Что же касается благоустройства территорий, то здесь, по словам И.Н. Кочуевой. в первую очередь необходимо разобраться, в чьей собственности находится земля. Адресовать обращение следует собственнику или ответственному лицу. «Согласно Жилищному Кодексу — земля под домом принадлежит его жителям, а прилегающая территория — либо муниципалитету, либо, в случае ее оформления жителями, им самим», - привела пример И.Н. Кочуева и сообщила, что передаст всем депутатам кадастровый план, по которому можно быстро определить, в чьей собственности находится тот или иной двор.
Комментируя тему жалоб на качество ремонта дорог, с которыми часто сталкиваются депутаты, И.Н. Кочуева также заявила, что здесь необходимо обращать внимание на то, в чьей собственности они находятся. «Если говорить о внутриквартальных проездах и придворовой территории, то здесь зона ответственности муниципалитета», - пояснила депутат. Кроме того, она сообщила, что некоторые дороги, особенно в частном секторе, не были включены в единый реестр дорог. «Возможно, что дорогу не ремонтируют только из-за того, что она не числится в этом реестре. Вам необходимо проверить включены ли в него дороги в вашем депутатском округе», - предложила коллегам И.Н. Кочуева.
Подводя итог мероприятия, И. Н. Кочуева отметила: «Главная задача таких семинаров для депутатов районных Советов – конкретизация работы депутатов с обращениями граждан. Вопрос, как показывает практика, действительно животрепещущий. Ведь от того, насколько быстро и качественно будут решаться проблемы жителей, территории, зависит эффективность депутатской деятельности. Федеральный закон № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусматривает право гражданина обращаться в государственные органы. Но далее никаких расшифровок и пояснений закон не дает. Проанализировав работу с обращениями граждан на различных уровнях, мы создали к нему своеобразный маршрутизатор, чтобы уже на начальном уровне – при подаче обращения – гражданин понимал компетенции разных органов. По поручению Д. Е. Овчинникова, мы подготовили реестр компетенций, который направим в адрес компетентных органов для уточнения, дополнения и согласования. В итоге, мы сможем передать людям инструмент, который позволит снизить количество обращений и снять вопрос дублирования обращений, а также сократить сроки рассмотрения обращений, поскольку они будут направляться по компетенции».
Аналогичные рабочие семинары пройдут для депутатов всех районов Самары.