Ербосын Мельдибеков: "В Ширяевской биеннале есть истинная связь русской культуры и Востока"

Ербосын Мельдибеков: "В Ширяевской биеннале есть истинная связь русской культуры и Востока"
Фото: st.volga.news

25 августа в селе Ширяево пройдет Номадическое шоу — центральное событие X Ширяевской биеннале современного искусства. В этом году в нем примет участие старый друг проекта, известный казахский художник Ербосын Мельдибеков. Один из самых востребованных художников Центральной Азии рассказал в интервью Волга Ньюс о цикличности мироздания, а также о том, что его привлекает в Ширяевской биеннале и как относятся к его творческому успеху в родном Казахстане.

Фото: Армен АРУТЮНОВ

"Рассказчик" и  машина системы


—  Расскажите о  проекте, который вы представите на  Ширяевской биеннале.


—  Мой проект состоит из  нескольких частей. В  целом он  посвящен кино. То, что будет представлено в  Ширяево, называется "Рассказчик". В  Казахстане появилась своеобразная традиция  — каждый год снимать кино про президента. За  несколько лет это превратилось в  подобие мексиканского сериала. Сначала были серьезные фильмы, над которыми работали местные режиссеры. Потом стали приглашать российских, снимавших когда-то сериал "Убойная сила".


Я  исследую эту историю как художник. Может мой проект немного неполиткорректный. Я  уважаю нашего президента, считаю его умным человеком, чувствующим время. В  своей работе я  рассматриваю скорее машину системы, в  которой находится президент, машину, очень привычную для Центральной Азии.
Я  учился в  железнодорожной школе-интернате и  чаще не  смотрел фильмы, а  слышал, как их  пересказывали старшие ребята. Например, помню "Фантомаса". В  пересказе ты  представляешь его определенным образом, а  когда смотришь фильм оказывается, что он  совсем другой. Для своего проекта на  Ширяевской биеннале я  нанял специального актера-рассказчика. Он  будет пересказывать фильмы про президента. В  идеале планируется записать 24 часа.


—  В  ваших работах всегда присутствует ирония и  сатира. Как ваше искусство воспринимается в  Казахстане?


—  Само собой, в  Казахстане мое искусство воспринимается болезненно. При этом в  моем творчестве нет места провокации. Это традиция Востока, Азии, когда художник всегда опирается на  иронию. Мне важно исследовать политические и  исторические процессы. Меня интересует эта машина системы. Я  не  могу сказать, что президенты Туркменистана или Узбекистана плохие, просто они попадают в  машину, которая их  уносит куда-то.


Связь русской культуры и  Востока


—  По  вашим наблюдениям, как меняется российское искусство? Какие изменения произошли на  той  же Ширяевской биеннале?


—  В  Самаре даже аэропорт стал другим  — все меняется. Ширяевская биеннале стала полноценной институцией. Проект не  похож на  другие. Формат "биеннале" есть везде, даже в  Ташкенте, но  Ширяево ближе к  истинно российской, русской культуре.


—  В  ваших работах много этнического. Есть  ли в  Ширяевской биеннале местный контекст? Чувствуете  ли вы  особенность пространства русского села?


—  Ширяевская биеннале  — это про русскую культуру, про Достоевского, про Толстого, про Репина. Многие биеннале превращаются в  арт-туризм  — приехали, работы повесили и  все. Но  важен и  процесс создания произведений. Именно в  это отличительная черта Ширяевской биеннале. Художнику важно пожить здесь, почувствовать пространство и  создать что-то свое. Мне это особенно интересно, потому что здесь чувствуется стык двух культур  — недалеко от  этих мест существовала Золотая Орда. Отголоски этой цивилизации есть и  в  центральноазиатской культуре, хотим мы  этого или  нет. В  отличие от  многих мероприятий, ориентированных на  скандинавскую и  европейскую тематику, в  Ширяевской биеннале есть истинная связь русской культуры и  Востока.


Пуп Центральной Азии


—  Вы  работаете не  только с  культурой Казахстана?


—  Да, в  моем искусстве отражаются не  только проблемы Казахстана, но  и  Центральной Азии. У  меня есть проекты, связанные с  Узбекистаном и  Кыргызстаном. Мое искусство состоит из  импульсов, я  фиксирую цикличность. Например, в  Ташкенте есть место, которое я  называю  — пупом Центральной Азии. Это триста квадратных метров, где стоит памятник, который за  90 лет сменился десять  раз. Первый постамент использовали пять  раз. Сначала там поставили памятник генерал-губернатору Туркестана Константину Кауфману. Он  простоял пять лет, после революция его снесли. Но  поскольку постамент был очень хороший, из  отличного камня, там поставили другой памятник. Потом второй, третий… Я  стараюсь зафиксировать подобные примеры течения времени.


В  этом году у  меня была совместная выставка с  Вадимом Фишкиным. Я  представлял, как по-разному движется время в  пространстве. Показывал место в  Ташкенте, где за  90 лет сменилось десять памятников, показывал ситуацию в  Афганистане, где в  течение 40 лет менялись все мыслимые системы  — монархия, республика, марксизм, исламизм, фундаментализм. Если в  Европе какие-то процессы занимают столетия, то  в  Азии это происходит очень быстро.


Старые и  новые художники


—  На  Десятой Ширяевской биеннале помимо вас будут еще художники из  Центральной Азии. Расскажите о  них по  праву старшего коллеги.


—  У  этих художников нет этнографического и  экзотического пафоса. Аятгали Тулеубек из  Казахстана сейчас работает в  Норвегии. Он  исследует центральноазиатскую проблематику, но  и  отмечает европейские проблемы. Он  — новый художник, по-другому смотрит на  искусство. Саодат Исмаилова из  Узбекистана сейчас живет в  Париже. Она работает со  старыми узбекскими мифами, переосмысляет их  с  помощью новых средств.


—  Вы  употребили слово "новый художник". Себя вы  относите к  старой школе? В  чем принципиальная разница между старыми и  новыми художниками?


—  Когда я  начинал работать был Советский союз, потом его распад. Тогда многие мои работы были связаны с  памятниками, так как по  образованию я  скульптор. Я  учился в  художественной школе, академии. Этот мой опыт помогает понять, как создаются новые герои, новые памятники.


—  В  Самаре периодически возникают споры о  том, в  какой форме должны создаваться новые скульптуры и  памятники. Преобладают реалистические изображения. Есть ощущение, что это немного возвращает нас к  соцреализму. Как вы  к  этому относитесь?


—  Я  сам много участвовал в  различных конкурсах, например на  создание памятника президенту в  Казахстане. Если в  Центральной Азии в  этом вопросе есть некоторый перебор, то  в  России основная слабость  — ностальгия. Я  часто приезжаю в  Россию, и  могу сказать, что у  вас много художников, которые очень хорошо умеют работать с  городским пространством.

 
По теме
Прокуратурой Железнодорожного района г. Самары поддержано государственное обвинение по уголовному делу в отношении лица, обвиняемого в незаконном использовании документов для образования (создания) юридического лица (ч.
Прокуратурой города Отрадного утверждено обвинительное заключение по уголовному делу в отношении ранее не судимого жителя г. Кинеля, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст.
Справились с задачей - Газета Степь 22 марта 2024 года в Пестравском районном Доме культуры работники пожарно-спасательной части № 125 ГКУ СО «Центр по делам гражданской обороны,
Газета Степь
Пожарные Тольятти бьют тревогу! - Городские Ведомости Неосторожное обращение с огнем, неисправность электрической проводки и человеческая халатность – основные причины пожаров, которые произошли в Тольятти с начала года.
Городские Ведомости
Красноармейская ЦРБ получила новые автомобили - Газета Знамя труда Двадцатого марта в Самаре новые автомобили получили медицинские учреждения: Тольятти, Жигулёвска, Богатовского, Большеглушицкого, Борского, Исаклинского, Красноармейского, Кинельского, Красноярского, Кинель-Черкасского, Клявлинского,
Газета Знамя труда
Системная работа продолжается - Самарская Губернская Дума 28 марта в Самарской Губернской Думе прошло заседание «круглого стола» комитета по здравоохранению,
Самарская Губернская Дума
ТЕСТ НА ВИЧ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ. ЧТО ДАЛЬШЕ? - Самарский СПИД-центр Несколько десятков лет назад между вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) и смертью стоял знак равенства, а люди с положительным ВИЧ-статусом занимали не самое приятное положение в обществе.
Самарский СПИД-центр
ПРАЗДНИК ТЕАТРА - Газета Чапаевский рабочий В преддверии Всемирного дня театра, который ежегодно отмечается 27 марта, в средней общеобразовательной школе № 13 состоялся фестиваль, проведение которого стало уже доброй традицией.
Газета Чапаевский рабочий
ТВОРЧЕСТВО БЕЗ ГРАНИЦ - Газета Чапаевский рабочий Проект «Домашний микрореабилитационный центр «Территория добра» стартовал в Чапаевске в июле и объединил семьи Юго-Западного округа, воспитывающие детей-инвалидов.
Газета Чапаевский рабочий