Мало кто заметил эту московскую новость - с 1 сентября из столичного среднего образования исчезли такие понятия, как «гимназия», «лицей», «школа с углубленным изучением отдельных предметов» и даже «коррекционная школа». Теперь это просто школы, независимо от качества обучения и степени погружения в предмет.
Лицеи и гимназии стали появляться в 90-е годы прошлого века. Тогдашние «новые русские» поверили в свою избранность и пожелали, чтобы их детей учили по-особому. Сразу возникли престижные образовательные учреждения с новаторскими системами преподавания. В Самаре таких сегодня 17: гимназии - №1, 2, 3, 4, 11, 133 и примкнувшая к ним «Перспектива»; лицеи - авиационного профиля №135, спортивный, информационных технологий, медико-технический, «Технический», «Престиж», «Созвездие» и философии планетарного гуманизма; и две особые школы — Вальдорфская и «Яктылык». В Тольятти таких учреждений десять: лицеи - №6, 19, 37, 51, 57 и 67, гимназии - № 9, 38, 77 и примкнувшая к ним школа №94. Но не все они гарантируют своим выпускникам высокие баллы на ЕГЭ и победы на всероссийских олимпиадах.
В прошлом году с появлением в Самаре новых школ в прекрасных условиях стали учиться 2000 ребят в Крутых Ключах и 700 в Волгаре. В этом году открылся уникальный образовательный центр в Южном городе, официально признанный федеральным Минобрнауки одним из лучших в России. Эти образовательные организации находятся далеко не в центре Самары, однако больше 4000 ребят сейчас учатся в действительно престижных учебных заведениях.
Почти 30 лет назад я пришла молодым учителем в тольяттинскую школу №44, образцово-показательную, «базовую школу Академии педнаук». Тогда не было фонда класса и школы - денег стоило только питание в столовой. Зато я точно знала, какая у меня будет зарплата, даже через 10 и через 20 лет с учетом повышения квалификации. И зарплата в те времена у педагогов была реально средней по экономике региона, например, я получала около 200 рублей в месяц. Мы работали по единым для всей страны учебникам в типовых советских школах, а знания давали прочные и на всю жизнь. И я за то, чтобы средние школы были доступными, а взаимоотношения педколлектива и родителей — прозрачными и понятными. Без вымогательства и шантажа.