Гражданам советуют внимательнее читать квитанции на оплату ЖКУ

22.06.2017
Фото: www.op63.ru

22 июня 2017 г. очередное заседание комиссии Общественной палаты Самарской области по местному самоуправлению, строительству, ЖКХ было посвящено теме повышения тарифов на коммунальные услуги в регионе с 1 июля 2017 года.
«Если жилищные тарифы определяют сами собственники на общем собрании, то тарифы на коммунальные услуги регулируются государством. При этом тарифы устанавливается на региональном уровне, но совокупный платеж граждан за коммунальные услуги ограничивается на федеральном уровне», – пояснил председатель комиссии Виктор Часовских.
Распоряжением Правительства РФ от 19.11.2016 г. №2464-р определен максимальный допустимый рост совокупного платежа граждан за коммунальные услуги в 2017 году в среднем по каждому региону. На основании индексов, утвержденных этим документом, субъекты Федерации определяют предельные индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в отдельных муниципальных образованиях.
Как рассказал главный консультант управления регулирования коммунальной инфраструктуры и газоснабжения министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области Александр Моглячев, предельный индекс для Самарской области в текущем году установлен на уровне 4,3%, а предельно допустимое отклонение от этого индекса составляет +/- 2,5%. Иными словами, совокупный платеж жителей области за коммунальные услуги с 1 июля 2017 года должен вырасти не более чем на 6,8%. По данному показателю губерния находится где-то в середине списка регионов России.
Рост тарифов на различные коммунальные услуги при этом может варьироваться. Кроме того, нужно понимать, что тарифы устанавливаются отдельно для каждой (!) ресурсоснабжающей организации. Так, тариф на холодную воду для абонентов ООО «Самарских коммунальных систем» в Самаре вырастет на 2% (и составит 26,7 руб./куб.м), а на водоотведение на 5,6% (14,16 руб./куб. м); цены на газ для населения вырастут в среднем на 4,3% в зависимости от категорий потребителей (например, 7 руб. за кубометр газа теперь будут платить те, у кого установлена только газовая плита).
Самый простой способ выяснить, на сколько же поднялась плата за коммунальные услуги в отдельно взятой квартире, – сравнить суммы в квитанциях за июнь и июль месяцы. Очень важный момент – предельный индекс (те самые максимальные 6,8%) высчитывается в сопоставимых условиях, т.е. при неизменном наборе и объеме оказываемых услуг, при той же структуре потребления ресурсов. Таким образом, если в июле потреблено больше воды или газа (и пр.), чем в июне, или если с июля в квартире зарегистрировано большее количество граждан, то сумма в квитанции, безусловно, может оказаться и выше.
Еще одно «если», на которое также стоит обратить внимание. В некоторых случаях отдельным ресурсоснабжающим организациям в силу тех или иных обстоятельств (например, действующей инвестиционной программы) необходимо, чтобы тариф вырос существеннее, чем установленный предел. В таком случае представительный орган муниципального образования может обратиться к Главе региона с просьбой принять соответствующее решение. По словам Александра Моглячева, подобный инструмент используется крайне редко: в 2016 году превышение было согласовано только в одном муниципальном образовании. «В случае принятия положительного решения органы местного самоуправления обязаны компенсировать гражданам разницу, возникшую в результате того, что тариф был поднят выше предельно допустимого», – подчеркнул Виктор Часовских.
Разумеется, главный вопрос, который неизбежно возникает у жителей: а почему вообще растут тарифы?
Понятно, что сфера ЖКХ встроена в экономику страны, и рост цен на одно влечет за собой рост цен на другое, рост тарифов. Выросла цена на газ – вырастет на электричество и потянет за собой тарифы на воду. И так далее по замкнутому кругу. Только есть ли у этой цепочки отправная точка? – задаются вопросом общественники. Вот интересный парадокс однозначно есть: тариф – а проще говоря, цена за единицу коммунальной услуги – определяются путем деления суммы расходов ресурсоснабжающей организации на тот объем коммунального ресурса, который она выдала. Именно поэтому в большом городе тарифы меньше, чем в любом сельском муниципальном районе: при сопоставимых расходах объемы потребления на селе гораздо меньше. Очевидно, что расходы постоянно растут. А вот объемы потребления коммунальных ресурсов в последние годы упали до 30%: причиной тому во многом и массовая установка приборов учета. Получается, что чем больше жители экономят, тем выше поднимаются тарифы. «Решением этого парадокса в рамках действующего законодательства может стать только одно, – считает Виктор Часовских, – должны в полную силу работать предприятия, увеличивая объемы потребления коммунальных ресурсов».
Тем не менее, экономия ресурсов, установка приборов учета и автоматических систем регулирования, утепление подъездов, фасадов и др. остаются основным способов снижения затрат на ЖКУ для каждого отдельного потребителя. Еще один совет – внимательнее читать квитанции и следить за тем, какие начисления производят управляющие организации.
«Ни одна дополнительная строчка не может попасть в квитанцию, если на это нет решения общего собрания собственников. Вывоз снега, обслуживание шлагбаума, какой-то дополнительный ремонт – все эти строки допустимы только в том случае, если есть решение общего собрания, – акцентировал внимание Виктор Часовских. – Проверка правильности начисления платежей – один из путей снижения платы за ЖКУ. Еще один путь – защита своих прав, если услуга оказана некачественно».
За некачественную или недополученную услугу можно получить перерасчет. Но этот процесс носит заявительный характер. Первым делом, нужно составить акт о том, что предоставляемая коммунальная услуга –некачественная, а затем написать заявление в управляющую организацию с просьбой сделать перерасчет. После можно также обратиться в суд и потребовать наложить штрафные санкции. Впрочем, вся проблема, – как это часто и бывает, – кроется в самом начале и заключается в том, чтобы составить акт и выявить, что услуга некачественная. «По линии Общественной палаты, Регионального центра «ЖКХ-Контроль» мы поднимаем вопрос о необходимости упростить процедуру фиксации факта оказания некачественной коммунальной услуги. Кроме того, вышли с инициативой по внесению изменений в Гражданский кодекс РФ с целью наделения прокуратуры правом обращения в суд в защиту неопределенного круга лиц по вопросам ЖКХ, – отметил Виктор Часовских. – Пока же гражданам можно посоветовать активнее использовать возможности муниципального жилищного контроля».
Если же ни управляющая компания не реагирует на обращения, ни органы муниципального жилищного контроля не могут сдвинуть вопрос с места, стоит обратиться в Государственную жилищную инспекцию.
По данным, озвученным и.о. руководителя управления надзора за созданием и деятельностью организаций в сфере ЖКХ государственной жилищной инспекции Самарской области Алексеем Крючковым, сегодня в ГЖИ граждане чаще обращаются не по проблемам начисления платы за коммунальные услуги, а по вопросам установления платы за содержание общедомового имущества, дополнительных платежей, которые выставляют УК. Что касается именно коммунальных услуг, то чаще всего граждан беспокоят нюансы начисления платы за тепловую энергию. А вот вопросы начисление платы за содержание общего имущества (общедомовые нужды) отошли на второй план. «Была проведена определенная разъяснительная работа с управляющими компаниями», – пояснил Алексей Крючков. К слову, плату за ОДН должна выставлять именно УК, а не ресурсоснабжающая организация, даже если с последней у потребителя заключен прямой договор. Если же счет выставляют ресурсники, – это повод обратиться в Госжилинспекцию.
«Наша задача как общественников, задача органов местного самоуправления, органов контроля и надзора, средств массовой информации – давать людям разъяснения по всем возникающим вопросам сферы ЖКХ. Очень важно вовремя и в полном объеме доводить до населения информацию, в том числе, о повышении тарифов на коммунальные услуги, чтобы не вызывать недовольство, необоснованные слухи», – подвел итоги обсуждения Виктор Часовских.

 
По теме
С июля россиян ждет очередное повышение тарифов на коммунальные услуги: отопление, горячую и холодную воду, канализацию, электричество, газ.
Пожарные Тольятти бьют тревогу! - Городские Ведомости Неосторожное обращение с огнем, неисправность электрической проводки и человеческая халатность – основные причины пожаров, которые произошли в Тольятти с начала года.
Городские Ведомости
photo_2024-03-26_16-22-32.jpg - Красноярский район Новые автомобили «службы здоровья» пополнили автопарк Красноярской центральной районной больницы 3 автомобиля «службы здоровья» приехали «на работу» в Красноярский район.
Красноярский район
Возложили цветы к памятнику - Газета Камышлинские известия Ирина Макарова. В честь 105-летия со дня рождения поэта Анвара Давыдова в районном центре состоялось торжественное возложение цветов к его памятнику.
Газета Камышлинские известия
Дмитрий Азаров вручил землякам государственные награды - Газета Время В среду, 27 марта, губернатор Самарской области Дмитрий Азаров вручил государственные и региональные награды защитникам Отчества, сотрудникам промышленных предприятий, фермерам и аграриям, врачам, педагогам,
Газета Время