Ценности постоянные и переменные

  Кого побеждают настоящие герои Одни пишут для вечности, другие — для литературных премий. Но премии иногда вручают и тем, кто для вечности. А те, кто для премий — завидуют и снова пишут, пишут...

Виктория Сушко: Заимствование элементов из восточных текстов – стандартный постмодернистский ход. «Большая книга перемен» Алексея Слаповского – это такой Китай по-русски. Каждая из глав в названии знакомит читателя с одноименной китайской гадательной книгой. Например «Мэн. Недоразвитость. Побольше времени уделяйте общению с детьми». И далее глава про непонимание отцов и детей. Материал современный, персонажи узнаваемые, немного сериальные, но в меру. Из этого 600-страничного текста можно сделать сценарий для душевного и непошлого сериала. Чувства героев (самое важное в этом романе) непросты, но понятны – Слаповский умеет сказать «о главном» доступно и как-то трогательно (душевно – иного определения и не стоит подбирать). Временами сюжет лихо закручивает будни героев, бросая их то в трагедию, то в детектив. И герои, и героини (а их в романе немало, но имена у всех разные, так что читатель не запутается) выписаны точно, им веришь, переживаешь... А потом недоумеваешь, зачем столько времени потратил на этот талмуд — своя жизнь не менее интересна и запутанна. В том, возможно, и состоит авторский посыл – чтобы всякий прочитавший оглянулся на свою жизнь и перестал, наконец, искать истины в таких «гадательных» книгах, которые никогда не дают ясного ответа.
 Дмитрий Копалиани: Сценарий – еще бы, автор сам указывает на это в тексте. А вот насчет пошлости… Роковые красавицы, мать, умирающая в больнице, где впервые в жизни влюбляется во врача (естественно), и ее дочь, убитая шальной пулей на свадьбе с олигархом. Писатель, желающий на той же свадьбе зарубить олигарха шашкой (и которого должна была убить та самая пуля), сперва соглашается писать об олигархе книгу за деньги, а в финале гордо отказывается (оставив себе аванс). Олигарх, который убил родного брата, потому что его жена любила убитого и потом, естественно, тоже умерла… ИМХО, Мексика и Бразилия со своими телестрастями не курят в сторонке – они активно работают на то, чтобы Слаповскому дали-таки «Большую книгу» (название романа «говорящее»). Но у них, в Америке Латинской, такие «повороты сюжета» вещь привычная. А у нас все это выглядит вообще-то весьма аляписто.
 В.С.: Героиня влюбляется, кстати, в женщину-врача, и эта последняя ее любовь в земной жизни – почти вселенская, уж простите мне это пошлое выражение. «Гордо отказывается, оставив аванс» - а это шпилька Слаповского в сторону нашей интеллигенции... Что касается олигарха, то он, как потом выяснит терпеливый читатель, никого не убивал. Эпизод, который напомнил мне, как читателю эмоциональному, о том, что мы живем соответственно нашим знаниям и восприятию, но иногда лишь в финале узнаем, как оно было на самом деле – горевали об одном, а радовались порой вещам, которые уже давно умерли и в реальности были совсем не теми, какими нам мечтались... Пересказ и правда вызывает смех и зевоту (от утомительной смены вычурных ситуаций), но когда погружаешься в этот легкий текст, доверившись писательской фантазии, сюжет может привести к разным мыслям... Например, к тому, что иногда в современной российской прозе возникают тексты, в которых сюжет важен наравне с авторской рефлексией и может существовать с ней в причудливой гармонии.


 Д.К.: Про женщину-врача хотел оставить будущим читателям «на десерт» (смайл). Не раскрывать же все карты сразу. И уж за что «обожаю» русскую интеллигенцию – за любовь всовывать шпильки в самое себя. Ох уж мне эта рефлексия… Скучаю по старым добрым книгам, где есть не «главные герои», а просто герои – люди, которые что-то делают, с чем-то борются и кого-то побеждают не только в своем воображении. Кажется, Редьярд Киплинг сказал, что от мужчины должно пахнуть потом, табаком и немного порохом.
 В.С.: У Слаповского есть герои, которые побеждают самих себя! Не эта ли победа главная? Другое дело, что не так очевиден результат этой борьбы: увлекаются иногда наши писатели самим процессом.
 Д.К.: «Слыхал, читал, узнал, - ну и ну! - мастер ты бредни молоть! Сам ты гордыне своей угождал? Тешил греховную плоть?». Киплинг, «Томлинсон» – хорошее стихотворение о том, что и как можно «победить в себе». В общем, неслучайно я про Киплинга: пора доставать рояль из кустов – биография великого поэта вышла в серии «ЖЗЛ», авторства Александра Ливерганта. Небольшая книга (всего страниц 300 малого формата) откроет странную (ну, по крайней мере, для меня) истину: автор многих героических строк («Баллада о Востоке и Западе», «Если…», «Денни Дивер» и пр.) был «в повседневной жизни» человеком ничуть не более героическим, чем, наверное, Алексей Слаповский. Слабый зрением, теряющийся перед хамством, слегка подкаблучник, да и большая часть написанного им, как он сам признавался, шла прямиком в мусорную корзину. Но вот, в отличие от всех других (например, своего современника Уайльда), в произведениях своих писал о людях цельных, отважных, и, что самое важное, созидающих или, по крайней мере, честно выполняющих свой долг.
 В.С.: Ливергант предваряет биографию точным замечанием: Киплинга после его смерти перестали читать, при этом его имя входит в топ известнейших писателей Англии. Редко встретишь сегодня читателя, знакомого с творчеством Редьярда не только по «Книге Джунглей», да и с этим произведением большинство знакомо по мультфильмам... Биография написана в лучших традициях, без резких оценок и вердиктов. Автор приводит многообразие взглядов чуть ли не на каждый рассказ Киплинга и каждый сколько-нибудь значимый момент его жизни — но при этом смело выражает собственное мнение. И это мнение эксперта, не только тщательно изучившего свой предмет, но тонкого психолога, чуткого лингвиста и просто умного человека с чувством юмора.
 Д.К.: Насчет «незнания Киплинга» – и да, и нет. «Запад есть Запад, Восток есть Восток», «На далекой Амазонке», «Владей собой среди толпы смятенной», ну и, конечно, «Мохнатый шмель на душистый хмель» – это в России знают почти все люди, считающие себя культурными, хоть часто и не догадываются, кто автор этих строк. И, думаю, некоторым самое время заполнить пробелы в образовании.

 

Наверх

 
По теме
Меры профилактики - Газета Степь В период распространения вирусных инфекций всем необходимо соблюдать простые меры профилактики.
Газета Степь