Генеральный директор Самарского академического театра Вячеслав Гвоздков о планах поставить русскую и зарубежную классику

Генеральный директор Самарского академического театра Вячеслав Гвоздков о планах поставить русскую и зарубежную классику
Фото: sgpress.ru
Прошедший сезон сложился для Самарского академического театра драмы им. Горького парадоксально. С одной стороны, между премьерами «Истории лошади» и «Жанны» прошло больше года, за это время - ни одного нового спектакля. С другой - исполнитель одной из главных ролей в «Истории лошади», заслуженный артист РФ Владимир Гальченко удостоен высшей театральной награды страны - «Золотой маски». Кроме того, в список «самых заметных спектаклей сезона 2015 - 2016 по мнению Экспертного совета» попал «Побег из Шоушенка» - самарская премьера позапрошлого года. Неоднозначно можно оценить и последнюю премьеру: «Жанна» по пьесе современного драматурга Ярославы Пулинович вызвала горячее обсуждение как в самом театре, так и за его пределами. А что ждет самарцев в новом сезоне? Об этом нам рассказал генеральный директор театра, заслуженный деятель искусств РФ Вячеслав Гвоздков. 
«Жанна» - яблоко раздора    - Когда в марте 2017-го у нас появились деньги, мы стали готовить к выпуску «Жанну» в постановке Марии Селедец. Я очень доволен работой режиссера с актерами, но категорически не согласен с идеологией спектакля. С моим опытом - 150 с чем-то постановок (уже перестал считать) - я вижу, где промахи и что может отвратить зрителей.    На выпуске спектакля мы разошлись, хотя до этого я контролировал каждый ее шаг. Мы вместе проводили анализ и думали, потому что современная драма - большая загадка для меня. Хотя из всей плеяды авторов Ярослава Пулинович и Василий Сигарев - единственные, кто понимает, про что и про кого пишет.    У пьесы «Жанна» есть два финала. Один - «завтра будет новый день». А в другом главная героиня звонит «слуге народа», своему другу, и спрашивает: «Можно ли забрать ребенка у родителей? Он алкаш, она наркоманка». Я сразу сказал, что этого финала у нас не будет. Зачем тогда вся эта история? Спектакль не имеет смысла, если персонаж не изменился. Мне пришлось активно вмешаться и на выпуске кардинально все переделать.    В целом я доволен премьерой и предложил Марии сотрудничать дальше. К сожалению, она пока отказалась - видимо, ищет какой-то свой путь. 
Толстой, Кизи, Пушкин, Аристофан и другие    - Прошедший сезон выдался неплодовитым в плане премьер. Так сложилось, что 2016 год по бюджету был очень скудным, и я вынужден был пойти к губернатору. К счастью, меня услышали и дали грант. В работе у нас много материала. Я репетирую с актерами «Касатку» Алексея Толстого и «Старый дом» Алексея Казанцева, Валерий Викторович Гришко - «Льва зимой» Джеймса Голдмена.    «Касатка» - известная пьеса, но сейчас нигде не идет, ее ставят только студенты. На мой взгляд, это феллиниевская история. Касаткой у нас будет Наталья Ионова, князем - Сергей Видрашку, тетушкой - Елена Лазарева в паре с Владой Филипповой. Работа идет тяжелая. Это не гэговая комедия, это высокий стиль. Надо играть на подлинно драматических эмоциях, чтобы получился тонкий юмор. Я очень рад, что взялся за этот текст. Отчасти это был долг перед нашим земляком: знал, что когда-нибудь должен поставить Алексея Толстого. Всегда любил его читать, мне кажется, он в комедии нераскрытый автор.    «Старый дом» Казанцева взял потому, что хочется какой-то простой человеческой истории. Мне кажется, и у зрителей эта потребность существует. Сейчас идет возврат к качественной советской пьесе. Даже телевизионные сериалы «прощупывают» то время. Наступила пора переоценки ценностей, которые мы заплевывали лет двадцать назад. А в сравнении с сегодняшним, нам кажется, то время в чем-то было святое.    Далее я планирую делать «Полет над гнездом кукушки» Кена Кизи. Тридцать лет назад я первым в Советском Союзе поставил это произведение, и с тех пор меня многие знают именно по этому спектаклю. В самарском театре был спектакль Петра Львовича Монастырского «А этот выпал из гнезда» - «причесанный» вариант текста, Кизи гораздо острее. Два года назад мы поставили «Побег из Шоушенка», для которого моя дочь Саша сделала инсценировку романа Стивена Кинга. Теперь она готовит перевод «Полета». Существует восемь официальных вариантов, мы решили сделать свой - пока меня все устраивает. Валерий Викторович будет выпускать «Льва зимой» к юбилею народного артиста РФ Владимира Борисова. Мы долго искали пьесу. Хотели взять комедию, потому что юбилей предполагает праздник, но все-таки остановились на этом материале. Он нравится и режиссеру, и актерам - там мощная интрига. В паре с юбиляром будет народная артистка РФ Жанна Романенко. Я к этой пьесе всегда относился с осторожностью - она очень хитрая. С одной стороны, серьезная, а с другой - есть в ней нечто бродвейское, «фанерный Шекспир». Но тем не менее она предполагает успех и внимание зрителей. Спектакль будет красивый, костюмный, над ним работает художник Владимир Фирер.    Кроме того, мы решили продолжить работу с Сергеем Грицаем (режиссер-постановщик спектакля «История лошади». - Прим. авт.). Есть идея поставить «Барышню-крестьянку» Пушкина - музыкально-водевильный спектакль. Хочется увидеть Александра Сергеевича - хулигана, он ведь был очень остроумным, и многие его произведения наполнены блестящим юмором. За последние пять лет у меня была единственная театральная радость - «Евгений Онегин» Римаса Туминаса (театр им. Вахтангова. - Прим. авт.).    А еще одно произведение Пушкина, которое мы считаем неоднозначным, хоть оно и относится к детской литературе, «Руслан и Людмила», хочет поставить Валерий Викторович. Пушкин написал его в лицее, где мальчики видели девочек только издалека - на прогулке, а в подростковом возрасте воображение живо разыгрывается. Это должен быть лицейский спектакль. Как его сделать, мы думаем совместно с художниками Александром Орловым и Ириной Чередниковой.    У нас очень большая и талантливая женская команда в театре, поэтому мы хотим поставить классическую комедию Аристофана с большим количеством женских персонажей - «Лисистрата». Я предложил Марии Селедец взяться за эту постановку. Если она откажется, будем искать другого режиссера. Тут нужен особый талант, поскольку Аристофан дает право на сочинительство. История довольно древняя, но очень актуальная сегодня.    Люди «со стороны»    - Последние 12 лет мы не брали ни одного человека со стороны, только выпускников своих спецнаборов. Их дипломные спектакли входили в наш репертуар. Это все создавало ту атмосферу молодого энергичного театра, которую мы искали. В этом году мы выпустили курс, с которого ушли трое молодых людей. Так бывает, когда начинаешь их хвалить. Один поступил в Школ-студию МХАТ, другой - к Григорию Козлову в Санкт- Петербург, третий тоже пытался поступить в Питер. И мы решили посмотреть выпуск Самарского института культуры. Нас пригласили на «Варшавскую мелодию» - самостоятельную работу двух студентов, Жени Кардюковой и Леши Доценко. В конце спектакля мы поняли, что пришли смотреть Лешу, а увидели Женю. Нам очень понравилась их заявка, и мы их пригласили в театр. Валерий Гришко и Александр Орлов будут вместе с ними делать «Варшавскую мелодию» для малой сцены.    По срокам говорить пока рано, но мы предполагаем до нового года выпустить «Варшавскую мелодию» и «Касатку», в январе - «Старый дом», в марте - «Лев зимой».  
 
По теме
Синоптики назвали дату, когда в Самару придет похолодание до - 17°C - ГТРК Самара В Самарской области прогнозируется снег. Однако он будет идти не везде. «Погода предстоящих дней в регионе будет формироваться под влиянием поля повышенного атмосферного давления, осадки в большинстве районов маловероятны,
ГТРК Самара
Самарский фотограф Кучерявая — о том, как её работы попали на обложки зарубежных журналов: «Бывает, что хочется показать особенность внешности человека или его характера» - ProGorodSamara.Ru Кучерявая — самарский фотограф, организатор персональной фотовыставки «Проекция на искусство», преподаватель интенсива для фотографов «Формула роста» и организатор летнего фотокемпа от фотошколы «Взгляд».
ProGorodSamara.Ru