Точки соприкосновения

Точки соприкосновения
Фото: st.vkonline.ru
В пространстве «Галерея» состоялся показ фильма «Костры и звезды» и встреча с Булатом Халиловым

Фильм-диалог фольклора и электронной музыки (хотя, как скажет потом Булат, диалога не произошло) и предстоящая лекция о том, как проходят музыкальные экспедиции в деревни и аулы, собрали неожиданно много публики.

Встреча для многих началась с квеста «найди галерею». Ни вывесок, ни указателей, ни объяснения и номеров телефонов в группе «ВКонтакте». И незнакомец, услышав мой разговор по мобильному, спросил: «Вы тоже ищете?» Мы с опаской посмотрели на глубокий черный двор и туда не пошли, хотя, казалось бы, где ей еще быть? «Самара негостеприимна, – вздохнул незнакомец, - и вчера Булата не поселили в гостиницу, грубо выгнали без объяснений, хотя у него больные ноги…». Не пишу имени незнакомца, потому что сама не представилась, стало неловко за город. Пространство мы с горем пополам нашли, и незнакомец сфотографировал вход, чтобы остальным стало проще ориентироваться. Здание на улице Куйбышева, 103, в ожидании ремонта оказалось той самой «Галереей», но поиск нужного кабинета тоже стал квестом: «на третьем этаже, ориентируйтесь на звуки этнической музыки и голоса…».

При этом музыка Кавказа в этом неуютном, выглядящем заброшенным пространстве звучала вполне уместно (возможно, некая неустроенность дает ощущение свободы?), и было сложно представить всю эту историю в концертном зале, в бархате и свете. Горные пейзажи на экране, этническая музыка и постапокалиптический интерьер располагали к душевному, если не интимному, разговору, тем более что сам Булат — тактичный и деликатный, ни словом не обмолвился о негостеприимной Самаре.

Булат Халилов - журналист, ведущий передач на радио Кабардино-Балкарии, основатель этнографического лейбла Ored Recordings, суть которого в том, чтобы собирать и записывать традиционную музыку в городах, селах и аулах.

В фильме Булат рассказывает, что увлекался различными направлениями: дарк-эмбиент, дарк-фолк, апокалиптик-фолк, которые выросли из западной традиционной музыки. «Но потом я вдруг подумал: я же не немец, не скандинав…А что из себя представляет наша аутентичная музыка?».   

«Почему возникла идея создания лейбла, - объясняет он, - как правило, фольклором занимаются ученые. Они ездят по деревням, записывают, но вы не слышите этих записей. Они хранятся у фольклористов в архивах». «Они слушают, - улыбнулся Булат, - и им хорошо».

Что касается фильма, снятого режиссером Сашей Вороновым, то в его основе – путешествие московского электронщика Moa Pillar (Федора Переверзева) по Кабардино-Балкарии и Адыгее, в котором его сопровождает, а вернее, является проводником Булат Халилов. Идея принадлежит главному редактору портала InRussia Фуркату Палванзаде. «Я писал тексты о фольклоре, и Фуркат предложил снять фильм о нашем лейбле. Киностудии показалось этого мало, нужна была драматургия, какой-то конфликт, и тогда решили пригласить стороннего музыканта».

Федор Переверзев во время экспедиции ищет возможность сделать совместную запись с местными музыкантами, экспериментирует, учится играть на национальных инструментах. Каждый день главные герои записывают на камеру свои впечатления и эмоции. Фильм начинается с самой последней записи Булата, в которой он с нескрываемой досадой признается, что разочарован в проекте, «опять это будет суперповерхностный материал о культуре Кавказа», и заранее извиняется перед друзьями и всеми, кто принимал участие в съемках.

«Но после того, как фильм смонтировали, мы изменили к нему отношение, - сказал Булат на встрече, - хотя он недостаточно глубокий...» (картина была представлена в программах российских и европейских фестивалей, среди которых Beat Film Ferstival и «Артдокфест»).

Но диалога действительно не произошло. В фильме звучит созданная Федором во время путешествия музыка, однако позже в одном интервью музыкант признается, что у него отпало желание обращаться к этническим инструментам. А сам Булат в картине и после нее говорит, что этническая музыка самодостаточна, ее надо изучать, сохранять, популяризировать, и если вы считаете, что она нуждается в приукрашивании, в переделке, вы ее принижаете.

После просмотра картины и лекции Булат показал фрагменты фильма «Черкесия» - можно сказать, альтернативного по отношению к «Кострам и звездам». Фильм снят в соавторстве с французским режиссером Винсентом Муном. Но это уже действительно совсем другая история, без малейшего налета глянца.

 
По теме
Справились с задачей - Газета Степь 22 марта 2024 года в Пестравском районном Доме культуры работники пожарно-спасательной части № 125 ГКУ СО «Центр по делам гражданской обороны,
Газета Степь
Пожарные Тольятти бьют тревогу! - Городские Ведомости Неосторожное обращение с огнем, неисправность электрической проводки и человеческая халатность – основные причины пожаров, которые произошли в Тольятти с начала года.
Городские Ведомости
Красноармейская ЦРБ получила новые автомобили - Газета Знамя труда Двадцатого марта в Самаре новые автомобили получили медицинские учреждения: Тольятти, Жигулёвска, Богатовского, Большеглушицкого, Борского, Исаклинского, Красноармейского, Кинельского, Красноярского, Кинель-Черкасского, Клявлинского,
Газета Знамя труда
Системная работа продолжается - Самарская Губернская Дума 28 марта в Самарской Губернской Думе прошло заседание «круглого стола» комитета по здравоохранению,
Самарская Губернская Дума
ПРАЗДНИК ТЕАТРА - Газета Чапаевский рабочий В преддверии Всемирного дня театра, который ежегодно отмечается 27 марта, в средней общеобразовательной школе № 13 состоялся фестиваль, проведение которого стало уже доброй традицией.
Газета Чапаевский рабочий
ТВОРЧЕСТВО БЕЗ ГРАНИЦ - Газета Чапаевский рабочий Проект «Домашний микрореабилитационный центр «Территория добра» стартовал в Чапаевске в июле и объединил семьи Юго-Западного округа, воспитывающие детей-инвалидов.
Газета Чапаевский рабочий