Если в ряде зарубежных стран эта отрасль уже давно успешно работает и приносит прибыль, то для России медицинский туризм пока в новинку. Впрочем, эксперты считают, что у нашего региона есть все возможности активно продвигать это направление.
Как отметил на прошедшем недавно «круглом столе» по этой теме врио руководителя департамента туризма Самарской области Михаил Мальцев, на медицинском туризме регион может зарабатывать серьезные средства. «Но нужно сделать акцент на эффективном продвижении», - заметил он.
С этой целью в Самарской области была создана Ассоциация лечебно-оздоровительного туризма (АЛОТ). Эта организация совместно с представителями бизнеса будет продвигать услуги, которые предоставляют наши медицинские учреждения.
«Чтобы продвигаться на внешние рынки, нужно очень хорошо понимать свое отличие от конкурентов, свою уникальность, - считает председатель Ассоциации Галина Гурова. - География, на которую мы рассчитываем, - это близлежащие регионы и Казахстан. Для некоторых медучреждений интересен и рынок дальнего зарубежья, и здесь на первый план выходят такие важные вещи, как перевод сайта, коммерческих предложений на язык потенциальных клиентов, создание инфраструктуры для приема больных и их семей».
Михаил Мальцев подчеркнул: ориентируясь на рынки, исходить нужно и из логистики. «На мой взгляд, приоритетный для нас рынок сейчас - это ПФО, - говорит он. - Потому что логистика на автомобиле остается самой доступной. И если мы работаем в пределах России, это позволяет нам избежать вопросов с визами, дает возможность привлечь Фонд ОМС. Если говорить о перелетах из зарубежных стран, здесь главная проблема - визовое обеспечение. Многие процедуры усложнены. Но, например, с Китаем в рамках межправительственных соглашений у нас есть безвизовый обмен группами».
На проблемы с логистикой обратила внимание и директор Самарского областного медицинского центра «Династия» Ольга Тюмина.
«Многие прямые рейсы из Европы отменены, и перелеты через Москву нам не прибавляют медицинских туристов, - говорит Тюмина. - Также нам нужно прямое сообщение с Китаем, для нас это перспективный рынок. После того, как у них отменили запрет на второго ребенка, им стали очень интересны услуги ЭКО в России. У нас это значительно дешевле, чем в Китае или Европе. Кроме того, в некоторых странах запрещено донорство яйцеклеток, тогда как в России подобных ограничений нет».
Опыт работы с иностранными и иногородними пациентами есть и у Самарского областного клинического онкологического диспансера.
«Мы работаем с туристами из других регионов России, из Казахстана, - рассказал главный врач Андрей Орлов. - Были пациенты из Польши и Германии. И они убедились, что у нас могут получить медицинскую помощь высокого уровня».
«Мы понимаем, что для продвижения всех вышеназванных медицинских услуг (плюс офтальмология) за рубежом потребуется развитие инфраструктуры и языковой среды, - подвел итог обсуждению Мальцев. - И мы планируем подготовить комплексную программу совместно с профессиональным сообществом и АЛОТ. Будем предлагать реализовывать ее в рамках госпрограмм, действующих в области».
Михаил Мальцев ,
врио руководителя областного департамента туризма:
- Только санаторно-оздоровительное направление приносит в бюджет региона порядка 1,4 млрд рублей в год. И мы знаем, что у нас есть резервы для последующего развития. Для этого, прежде всего, нужно сделать акцент на эффективном продвижении.