В Музее модерна 19 сентября открылась инсталляция Ильи Саморукова «Последние вещи империи». В одном из малых залов музея зрителям предстала пространственная композиция из предметов прошлого века. Экспозиция посвящена событиям 1917 года в России.
Илья Саморуков не первый раз экспериментирует с предметами, заставляя их «рассказывать историю» прошлого. В 2016 году в музее проходила его выставка «Голоса вещей», где несколько предметных композиций вместе со звуковыми эффектами помогали зрителям придумать свой рассказ.
В этот раз в пространственной композиции из вещей зашифрована уже состоявшаяся история - Великая русская революции. Главное ощущение от инсталляции - хаос, разгром, крах. Крест на фоне зеркала, чучело петуха на этажерке, бюст Ленина, антикварные часы, небольшой колокол - те элементы мозаики, складывающиеся в исторический текст.
На старом столе под тусклым светом зеленой лампы старая книга Байрона «Корсар». Поэма открыта на моменте, когда персонаж предвкушает утренний бой. Перевернутые стулья, разбросанные книги, спинки железных кроватей - хаос человеческой жизни в то время. На книге стоит портрет молодой девушки, говорящей и о личных трагедиях, которые принесла за собой революционная волна.
В инсталляции предметы теряют свою функциональную сущность и приобретают символический смысл. На выставке «Последние вещи империи» самое важное - атмосфера и ощущения зрителей. Зал, подобранный под презентацию проекта, выбран весьма удачно - подвальные помещения с «расстрельной» стеной уже создают напряженную, мрачную, тягучую атмосферу. Хаос и перевернутые вещи усиливают это напряжение.
На самой выставке автор инсталляции присутствовать не смог. Он составил небольшую видеопрезентацию, которая транслируется на экране в соседнем зале. В день представления «Последних вещей империи» Илья Саморуков вместе с Владимиром Логутовым в Москве открывали выставку «Оргия вещей» в рамках проекта параллельной программы 7-й Московской международной биеннале современного искусства.
С открытием выставки в Музее модерна было связано несколько сложных моментов. Во-первых, день открытия перенесли с 15 на 19 сентября, и некоторые посетители узнали это в последний момент. Во-вторых, организаторы, несмотря на то, что это первая выставка после летнего сезона, на которую ожидаемо должно было прийти много народу, провели презентацию в малом зале подвальных помещений. Это вызвало длинную очередь, и некоторые посетители разочарованно ушли, не успев зайти в главный зал.
Выставка «Последние вещи империи» дополняется словами «Декорация к несуществующему спектаклю». Видимо, этот «несуществующий спектакль» вдохновлялся теорией об «эпическом театре» Бертольта Брехта, в которой говорится, что зритель должен испытывать неудобства.