О чем может вещать физик-экспериментатор, которого поэт Игорь Иртеньев переименовал в метафизика-экспериментатора? Конечно же, о нас с вами, иначе слушать было бы не так интересно. О нашем языке, о нашей песне и о нашей стране, о миссии русского человека говорит этот человек с фамилией лица явно кавказского происхождения. Например, он приводит выводы нашего великого физиолога Ивана Павлова о том, что мы, русские (русскоязычные), не видим реалий мира, потому что мы воспринимаем мир только через слова: самый большой всплеск активности мозга у нас идет на слово «пожар», а не на его видеоряд. Павлова это огорчало, а Мирзаяна - восхищает. Он производит изящнейшие фокусы с языком, выводя слово «власть» и «владыка» из музыкального, гармонического слова «лад» и находя этому параллели в других языках. Он потрясает евреев, находя новое (точнее, забытое старое) значение древнееврейскому слову, после чего получается, что Яхве не просто создал Землю, он ее... выпел. Бог спел мир - так во многих мифологиях случалось. После этого Александр Завенович приводит всех к мысли, что песня, песенная матрица - это основа нашего мира, это способ познания, причем науке до него далеко. Это даже ученые признают: русский филолог Потебня в XIX еще веке сказал, что «наука возникает после того, как появляются высокоразвитые формы поэзии». А в конце века двадцатого астрофизик, нобелевский номинант Джордж Барроу подтвердил, что «любое непоэтическое раскрытие реальности не может считаться полным и достоверным».
Но это не самые интересные цитаты, которые докладчик приводит. «Мир движется к катастрофе: певцы перестали воспитывать, а только развлекают». «Кто и когда это сказал?» - любит загадывать загадку лектор. И торжествующе: «Лукиан, 4 в. до н.э.!». В китайской «Книге истории»- Шу-цзин (6 в. до н. э.) написали: «Государство строят император и певец».
Аристотель тоже не смолчал: «Всякое изменение в песнопении влечет за собой изменение в государственном строе». Это прекрасно понимал наш незабвенный Ильич: «У нас мало революционных песен, а для внедрения наших идей в сознание народных масс их необходимо как можно больше». И по его завету бардами в советском государстве занимался вовсе не отдел культуры, а отдел идеологии.
Фактически физик и певец Мирзаян создал новую отрасль науки - «песноведение». Потому что долго искал, какая из уже существующих наук изучает песню. Ближе всех была философия, но кроме нее для изучения песни он привлекает и нейропсихологию, и квантовую физику... Народ на форумах взрывается после его лекций (Александр Завенович объехал всю русскоязычную ойкумену со своими лекциями), находит ошибки в его выкладках и аргументах. Такой умственной активности я, честно, давно не встречала. «Я не создатель постулатов, а провокатор темы», - отвечает им довольный Мирзаян и продолжает тормошить нас с настойчивостью ребенка: «Смотрите, что я нашел!»
Но больше всего мне понравилась реакция других бардов на эти феерические лекции. Вячеслав Ковалев (Питер) ругался на него страшно: «У меня концерт через час, как я после всего этого петь буду?!» «Забудь», - милостиво разрешал Мирзаян. И Слава шел и пел. Но забыть все равно не мог - это было слышно. И это было потрясающе.
Источник: Самарская Газета
28.06.2012 10:11