II Всероссийский съезд дефектологов проходил в Москве 1-2 ноября 2017 года. Инициатором и организатором проведения съезда выступило Министерство образования и науки Российской Федерации. Его участниками стали более 850 человек всех регионов Российской Федерации.
Наш вуз, «Самарский государственный социально-педагогический университет», на съезде представляли: Нина Ивановна Буковцова, декан факультета психологии и специального образования, кандидат педагогических наук, Лариса Асхатовна Ремезова, профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии, кандидат педагогических наук, зам. декана факультета по научно-исследовательской работе.
На торжественной церемонии открытия съезда состоялось награждение почетных участников съезда памятными знаками «За личный вклад в развитие дефектологии» была награждена Лариса Асхатовна Ремезова. Ее кандидатура была поддержана Ученым советом вуза и была представлена в Министерство образования и науки РФ.
Пленарное заседание открыла заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Татьяна Юрьевна Синюгина, которая представила основные тенденции государственной политики в сфере подготовки специалистов дефектологов, позитивные тенденции и обозначила проблемные зоны.
В России в настоящее время определяется дефицит специалистов с базовой дефектологической подготовкой. В различных учреждения системы образования работают около 80000 специалистов-дефектологов, 11000 - требуются. Ежегодно выпускаются около 7000 молодых специалистов, 3000 из которых начинают свой профессиональный путь и только часть из них остаются в профессии.
Татьяна Юрьевна напомнила, что разработан проект профессионального стандарта для учителей-дефектологов, который включает в себя специальности логопед, сурдо- и тифлопедагог и олигофренопедагог. Утверждение профстандарта в данной области повлечет за собой необходимость внесения изменений в образовательные стандарты и программы подготовки будущих дефектологов.
В докладах других спикеров: Смолина Олега Николаевича, первого зам. председателя комитета Государственной Думы по образованию и науке, руководителя рабочей группы по вопросам развития доступного и качественного дошкольного и общего образования для детей-инвалидов Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов, д.ф.н., профессор, академик РАО, Малофеева Николая Николаевича, вице-
президента РАО, директора ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской Федерации академии образования», академика Российской академии образования, д.п.н., профессора, Лубкова Алексея Владимировича, ректора ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», члена-корреспондента Российской академии образования, д.ист.н., профессора. Поднимались актуальные вопросы развития дефектологической науки и ее интеграции с практикой, особо была обозначена необходимость включения в процесс коррекционной и реабилитационной работы всех участников образовательного процесса, в том числе и родителей.
В рамках панельных дискуссий участники съезда обсудили достижения и проблемы отечественной дефектологии, вопросы профессионального развития педагогов-дефектологов, приняли участие в голосовании по определению наилучших кандидатур для включения в «Союз дефектологов России».
Более 40 спикеров, в числе которых ведущие ученые России, практики, общественные деятели, представители общественных родительских ассоциаций и объединений также поднимали актуальные вопросы развития дефектологической науки и ее интеграции с практикой.
По итогам II Всероссийского съезда дефектологов был создан проект Резолюции.