При применении норм Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ), касающихся вопросов, связанных с исполнением контрактов, условиями которых не предусмотрены отдельные этапы исполнения контракта, но приемка и оплата оказанных услуг, поставленных товаров, выполненных работ производится ежемесячно, возникают определенные проблемы в силу разного толкования и применения норм. По данному вопросу Министерством экономического развития Российской Федерации, являющимся, согласно Федеральному закону № 44-ФЗ, органом исполнительной власти, уполномоченным на нормативно-правовое регулирование в сфере закупок (далее – Минэкономразвития), были даны противоречивые разъяснения.
В соответствии с частью 9 статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе и содержащем информацию об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в том числе их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта.
На практике заказчиками заключаются контракты, условиями которых не предусмотрены отдельные этапы исполнения контрактов, но приемка и оплата оказанных услуг, поставленных товаров, выполненных работ производятся с определенной периодичностью (ежемесячно, еженедельно и т.д.) по факту их оказания, поставки, выполнения. Данные контракты не определяют промежуточных сроков и этапов их исполнения.
Согласно позиции Миэкономразвития, изложенной в письме от 30.09.2014 № Д28и-1889, в соответствии со статьями 508, 544, 708, 711, 753, 766 Гражданского кодекса Российской Федерации по согласованию между сторонами в договоре (контракте) в течение срока действия договора (контракта) могут быть определены промежуточные сроки (этапы) исполнения сторонами части обязательств, предусмотренных договором (контрактом). Такие этапы закрепляются в договоре (контракте) посредством календарного плана или графика поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, или описанием их в отдельных пунктах договора (контракта).
В случае, когда сторонами предусмотрено исполнение обязательств по контракту в течение срока его действия отдельными частями и промежуточные сроки исполнения обязательств в нем не определены, то исполнение обязательств выполняется в равномерные промежутки времени.
В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя приемку, оплату заказчиком и проведение экспертизы поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом. Исходя из этого, этапы поставки товара, выполнения работы, оказания услуги определяются только в том случае, если они прямо предусмотрены контрактом. Отчет о результатах отдельного этапа исполнения контракта составляется и подлежит размещению на официальном сайте только в том случае, если такие этапы закреплены контрактом.
График оплаты относится к порядку оплаты (часть 13 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ) и не равнозначен этапности исполнения контракта. Также указано, что сам по себе факт ежедневной или иной оплаты контракта не свидетельствует о необходимости составления отчета и размещения его на официальном сайте.
Однако, из других разъяснений Минэкономразвития (письма от 31.12.2014 № Д28и-2919, от 27.05.2015 № Д28и-1349 и др.), следует, что если условиями контракта этапы не предусмотрены, но поставка товара и его приемка, а также оплата производятся регулярно (например, ежемесячно), в данном случае заказчику необходимо составлять ежемесячный отчет и размещать его в единой информационной системе.
Таким образом, Минэкономразвития были высказаны прямо противоположные позиции по вопросу, связанному с исполнением контрактов, условиями которых не предусмотрены отдельные этапы исполнения контракта, но приемка и оплата оказанных услуг, поставленных товаров, выполненных работ производится регулярно (ежемесячно и т.п.), что подтверждает неоднозначность применения вышеуказанных норм законодательства.
Вместе с тем, анализ складывающейся в последнее время судебной практики касательно спорных вопросов по размещению отчетов в единой информационной системе по контрактам, по которым не предусмотрены этапы, но приемка и оплата осуществляется регулярно (ежемесячно и т.п.), показал, что, по мнению судов, заказчик обязан разместить отчет после оплаты обязательств и подписания им документа о приемке результатов исполнения контракта, как в случае исполнения сторонами обязательств в полном объеме, так и после промежуточной оплаты заказчиком обязательств по контракту и подписания документа о приемке поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг.
С учетом изложенного, заказчикам при применении норм статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ, касающихся приемки и оплаты поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, отражения в отчете, размещаемом в единой информационной системе, информации о поставленных товарах, выполненных работах и оказанных услугах по контрактам, по которым приемка и оплата осуществляются регулярно (ежемесячно и т.п.), необходимо учитывать судебную практику, и соответственно, составлять периодические отчеты о поставленных товарах, выполненных работах и оказанных услугах после исполнения контрактов в соответствующей части. При этом данные требования распространяются также на составление отчетов по контрактам, заключенным в целях закупки оказания услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению, почтовой связи и иной связи и т.п., несмотря на то, что приемка и оплата производятся по факту оказания услуги.