Жильцы и не жильцы

Страховщики делают ставку на рентабельность

Передел рынка
Финансовые показатели переживших кризис должны улучшиться: снизится доля расходов на ведение дела, убыточность-нетто, повысится рентабельность активов. Аутсайдеры же будут нести убытки и либо разорятся, либо будут куплены за бесценок финансово устойчивыми страховщиками из первой группы. Именно к этому, полагают сами профучастники, придет рынок в 2011 году - он возвращается к нормальному развитию.
«На наш взгляд, не стоит идеализировать положение первой группы страховщиков, – говорит директор филиала ОСАО «Ингосстрах» в Самаре Татьяна Зимина. – У тех компаний, которые остались на плаву, тем не менее, достаточно проблем, способных дестабилизировать ситуацию. Безусловно, у крупных игроков, имеющих достаточные резервы и работающую инфраструктуру, больше инструментов для улучшения финансовых показателей, однако многое здесь будет зависеть от продуманной и четко реализованной долгосрочной стратегии развития. Что касается второй группы страховщиков, то здесь мы видим, по факту, лишь номинальное присутствие страховщиков на рынке. Возможно, те из них, кому удалось выжить, свернут свою деятельность и будут ожидать активного роста рынка, на волне которого можно вновь будет подняться. Многие из них будут представлять интерес как объект покупки, однако вряд ли сейчас крупные игроки пойдут на такие действия».
Впрочем, процесс консолидации наблюдался на рынке уже в прошлом году, когда мелкие компании уходили из бизнеса. Профучастники уже тогда определили для себя наиболее выгодные сегменты и сконцентрировались на них.
«Для рынка в целом будет полезно, чтобы число игроков сократилось, – считает директор Приволжской дирекции ОАО СК «РОСНО» Александр Емелин. – В целом же, происходит волна консолидации, и это позитивная для рынка тенденция. Консолидация российских страховых компаний была весьма активна и до повышения требований к размеру уставного капитала. В то же время, в 2008–2009 годах она затрагивала преимущественно крупнейшие российские компании. С изменением же законодательства усиливаются процессы избавления средних по размеру финансово-промышленных групп от непрофильных страховых активов».

Многоканальность продаж
В связи с этим перед компаниями стоит задача сохранения отношений с прибыльными сегментами. Поэтому страховщики отдают свои предпочтения или собственной сети (прямые продажи), или партнерскому каналу, за счет укрепления отношений с банками и брокерами.
«В ближайшей перспективе наиболее эффективными каналами будут, конечно, прямые продажи, – комментирует руководитель направления региональных продаж компании «АльфаСтрахование» Наталья Нехорошева. – Под ними мы понимаем продажу страховых продуктов через центральные, региональные офисы, а также на территории компаний-партнеров силами штатных сотрудников. В нашей компании с 2008 года динамично развивается инновационное направление страхования – Work Site Marketing – Продажи на рабочих местах страховых продуктов работникам предприятий, что позволяет им сэкономить время и деньги. Этот канал управляем, стабилен, предсказуем и имеет  минимальные риски мошенничества. К тому же он позволяет повысить лояльность клиентов (физических лиц) к компании, узнаваемость бренда на страховом рынке. А за счет экономии агентского вознаграждения посредникам появляется возможность предоставлять скидки по добровольным видам страхования. Рентабельность компании, таким образом, повышается, а издержки на ведение дела сокращаются».
До кризиса наиболее эффективными каналами были банки и автосалоны, здесь реализовывали страховые полисы в рамках кредитных программ. Сейчас банковский рынок вновь пошел в рост, однако страховщики, в силу особенностей своего бизнеса, смогут почувствовать положительные изменения в этом секторе только в следующем году.
«Если компания не имеет эффективной сети, то брокеры служат для нее реальным каналом продаж, – поясняет Татьяна Зимина. – Однако сбыт через собственные офисы проще контролировать. Если мы говорим об эффективности, то, прежде всего, имеем в виду объемы сбыта и риски. Чтобы коррелировать эти два фактора, необходимо, с одной стороны, развивать собственную сеть, а с другой, плодотворно работать с посредниками, отбирая лучших. Однако не все компании рынка могут позволить себе реализацию такой стратегии».
Раньше приоритетом большинства компаний была агрессивная стратегия роста – захват доли рынка, выход на новые сегменты. Спад экономической конъюнктуры заставил серьезно пересмотреть планы развития многих страховщиков. Как следствие, они активно реорганизуют филиальные сети и оптимизируют структуру расходов на ведение дела.

Политика рентабельности
В первом полугодии 2010 года лидеры страхового рынка создавали инфраструктуру для будущего роста и внедряли системы риск-менеджмента. Аутсайдеры продолжали политику демпинга и безуспешно пытались найти инвесторов. Сейчас у них уже нет ни структуры, ни ресурсов, поэтому эта политика постепенно сходит на нет.
«Финансовый кризис научил всех считать свою доходную и расходную части более тщательно, отслеживая и анализируя финансовые показатели, – отмечает Наталья Нехорошева. – Приоритет у большинства страховщиков – «немоторные» виды страхования, которые позволяют улучшать качество страхового портфеля. Розничные каналы продаж позволяют повысить клиентоориентированность, устанавливая четкие параметры для работы. А тарифная политика нацелена скорее на удержание и привлечение безубыточных клиентов. Что касается урегулирования убытков, то многие страховые компании ужесточили требования к пакету документов, при этом четко соблюдают сроки страховых выплат согласно установленным правилам».
Лидеры страхового рынка активно внедряют новые программы учета, которые помогают вести аналитику для андеррайтеров, продающих подразделений, актуариев. Улучшая структуру активов, страховщик чувствует себя на страховом рынке более стабильно. Поэтому повышение рентабельности стало особенно актуальным именно сейчас, при попытке выхода из кризиса.
«Это более взвешенная и перспективная стратегия развития для компании, которая имеет долгосрочные планы работы на страховом поле, чем стратегия захвата максимальной доли рынка и раздувания портфелей, – подчеркивает Александр Емелин. – Розничные виды страхования традиционно были менее рентабельны, чем корпоративный бизнес. За последние два года ситуация во многом изменилась. После крупных убытков страховщики активно санируют портфели, зачастую отказываясь даже от многолетних корпоративных клиентов и клиентов из аффилированных структур. В то же время говорить о том, что единственное спасение страховщиков в повышении тарифов – неверно. Существенного снижения комбинированного коэффициента можно добиться за счет повышения качества урегулирования убытков, снижения расходов на ведение дела».
 

 
 
По теме
29 марта в 00 часов 42 минуты на пункт связи пожарно-спасательной части поступило сообщение о том, что на 346 километре автодороги Р-241 Казань – Буинск – Ульяновск подъезд к г. Самара, произошло дорожно-транспортное происшествие.
Разлив топлива произошел после столкновения «Ивеко» и «ДАФ» в Елховском районе 29 марта Анастасия ФИЛАТОВА Авария обошлась без пострадавших Фото: ГУ МВД России по Самарской области В ночь на пятницу,
Просматривая объявления о продаже поддержанных иномарок в сети Интернет, 39-летний сельчанин из Сызранского района обратил внимание на всплывающий баннер с предложением перейти на сайт знакомств.
Утром 29 марта в 7 часов 57 минут на пульт связи поступило сообщение о том, что на улице Оренбургской в селе Утевка горит сарай.
Нож как аргумент в споре   На скамье подсудимых Новокуйбышевского городского суда оказался 32-летний житель одной из арабских республик.
Пожарные Тольятти бьют тревогу! - Городские Ведомости Неосторожное обращение с огнем, неисправность электрической проводки и человеческая халатность – основные причины пожаров, которые произошли в Тольятти с начала года.
Городские Ведомости
Справились с задачей - Газета Степь 22 марта 2024 года в Пестравском районном Доме культуры работники пожарно-спасательной части № 125 ГКУ СО «Центр по делам гражданской обороны,
Газета Степь
Красноармейская ЦРБ получила новые автомобили - Газета Знамя труда Двадцатого марта в Самаре новые автомобили получили медицинские учреждения: Тольятти, Жигулёвска, Богатовского, Большеглушицкого, Борского, Исаклинского, Красноармейского, Кинельского, Красноярского, Кинель-Черкасского, Клявлинского,
Газета Знамя труда
ТЕСТ НА ВИЧ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ. ЧТО ДАЛЬШЕ? - Самарский СПИД-центр Несколько десятков лет назад между вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) и смертью стоял знак равенства, а люди с положительным ВИЧ-статусом занимали не самое приятное положение в обществе.
Самарский СПИД-центр
Всемирный день борьбы с туберкулезом - Самарский СПИД-центр Каждый год 24 марта мир отмечает Всемирный день борьбы с туберкулезом, чтобы привлечь внимание общественности к этому серьезному заболеванию.
Самарский СПИД-центр
ПРАЗДНИК ТЕАТРА - Газета Чапаевский рабочий В преддверии Всемирного дня театра, который ежегодно отмечается 27 марта, в средней общеобразовательной школе № 13 состоялся фестиваль, проведение которого стало уже доброй традицией.
Газета Чапаевский рабочий
ТВОРЧЕСТВО БЕЗ ГРАНИЦ - Газета Чапаевский рабочий Проект «Домашний микрореабилитационный центр «Территория добра» стартовал в Чапаевске в июле и объединил семьи Юго-Западного округа, воспитывающие детей-инвалидов.
Газета Чапаевский рабочий